Haystack near Giverny
1889
Oil on canvas
64,5 x 81 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of S. A. Shchukin
Inv.: Ж-3398
Inv. GMNZI: 370
В 1883 году Моне переезжает в Живерни, которое становится не просто домом художника, но пространством, дающим бесконечную пищу его вдохновению. В то время как организация сада и пруда с кувшинками позволяет Моне преобразовать участок вокруг дома в своеобразную мастерскую на пленэре, окрестности Живерни привлекают прелестью естественных ландшафтов, лишь отчасти отмеченных следами крестьянской работы. Вслед за Жан-Франсуа Милле и Камилем Писсарро и лишь на четыре года опередив Винсента ван Гога, Моне в 1884 году начинает первый цикл картин с изображением стогов, который в последующее десятилетие выльется в серию разнообразных композиций на ту же тему. По этой причине существует несколько предположений, когда именно могло быть создано недатированное полотно из собрания Ивана Морозова. Опираясь на мнение Вильденштейна и каталоги Дюран-Рюэля, можно утверждать, что это полотно было исполнено между 1884 и 1889 годами. До 1906 года произведение входило в коллекцию известного певца и любителя живописи Жан-Батиста Фора, а в 1907 году было приобретено И. Морозовым в галерее Дюран-Рюэля.
А.П.
Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни
1926
Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.
Детство и юность Моне прошли в Гавре. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Дебютировал в Салоне в 1865 году. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878). В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В 1878 году перебрался в Ветёй. Знакомство Моне с женой предпринимателя Эрнеста Ошеде Алисой переросло в бурный роман, и в 1892 году они сочетались браком. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.