Эрнст Нойшуль (Ernst Neuschul)
1895, Усти-над-Лабем (Австро-Венгрия) — 1968, Лондон
1968
Немецкий художник еврейского происхождения, близкий к течению «Новая объективность».
Эрнст Нойшуль родился в чешском городке Усти-над-Лабем, принадлежавшем Австро-Венгрии, в еврейской семье торговца скобяными изделиями. По окончании гимназии в родном городе в 1914 году Нойшуль отправился в Прагу и поступил в Академию художеств, затем два года учился в школе графики в Вене, пока в 1916 году не был призван в австро-венгерскую армию. Свою повинность он отбывал в качестве обслуги на военном аэродроме под Краковом. Вскоре признанный непригодным к военной службе Нойшуль поступил в Краковскую академию художеств, в которой пробыл до 1918 года, а затем завершил свое образование в Академии художеств в Праге.
С 1919 года основным заработком художника были «яванские танцы», которые он исполнял вместе с женой (до развода в 1924 году они гастролировали в Испании, США и Канаде). В 1921 году Нойшуль вступил в Metznerbundu — Ассоциацию немецкоговорящих художников Богемии и Моравии. В этом же году его выставки прошли в Праге, Берлине, Дюссельдорфе, Риме, Мадриде и Барселоне. С 1925 по 1933 год Нойшуль работал в Берлине. В это время он вступил в «Ноябрьскую группу», в которую входили художники и литераторы-антифашисты. В 1927 году он стал членом Берлинской ассоциации художников. Многие его работы этого времени посвящены жизни рабочих. В 1932 году живописец был приглашен в качестве профессора в Universität der Künste Berlin (Берлинский университет искусств), но через год под давлением пришедших к власти нацистов вынужден был оставить занимаемое место. Вернувшись на родину (теперь уже в чехословацкий Усти-над-Лабем), художник написал портреты чешских президентов Масарика и Бенеша. В 1934 году Нойшуль возглавил Чехословацко-советское общество дружбы и через год получил приглашение посетить СССР. В период трехлетнего пребывания в Советском Союзе написал портреты Сталина и Георгия Димитрова, был принят в Московский союз художников, получил место преподавателя в Харьковском художественном институте. В ответ на его прошение остаться в стране власти ему рекомендовали вернуться на родину.
Возвращение в Чехословакию в 1938 году оказалось несвоевременным — вскоре страна была оккупирована немецкими войсками, и Нойшуль вынужден был бежать в Великобританию. После войны художник пытался вписаться в культурную жизнь Чехословакии, но без особого успеха, и потому, окончательно расставшись с социалистическими идеями, вернулся в Англию.