Амеде Озанфан (Amédée Ozenfant)
1886, Сен-Кантен (деп. Эна) — 1966, Канны (Приморские Альпы)
1966
Французский художник и теоретик посткубизма, создатель одного из его вариантов — пуризма.
Первоначальные навыки в искусстве Озанфан получил в художественной школе в Сент-Кантене. С 1907 по 1913 год, будучи уже в Париже, он посещал Академию Ла Палетт, брал уроки живописи у Шарля Котте и Жак-Эмиля Бланша. Однако больше всего его привлекали опыты Сезанна и Сера, а также искусство Пюви де Шаванна, которого он потом долгие годы почитал как выдающегося мастера равного по значению Делакруа. Одновременно Озанфан слушал в Сорбонне лекции по математике Анри Пуанкаре, увлекался техникой, в частности автомобилями, путешествовал по Италии, Бельгии, Голландии и России. С 1915 года он начинает издавать журнал L'Elan («Порыв»), в котором сотрудничают художники Андре Лот, Андре Дюнуайе де Сегонзак, Альбер Глез и литераторы Макс Жакоб и Гийом Аполлинер.
Прежде увлекавшийся экспериментами кубистов, Озанфан решительно выступил против «субъективности, интуитивизма и чувственности», свойственных этому направлению. Спонтанности кубизма он вместе с Шарлем-Эдуардом Жаннере (ставшим впоследствии архитектором под именем Ле Корбюзье) противопоставил теорию пуризма (то есть «чистого искусства»), которую изложили в манифесте «После кубизма» и развил в выпусках журнала L'Esprit nouveau («Новый дух»). Новая модернистская доктрина определяла произведение искусства как «эстетический механизм», который повышает качество современной жизни. Геометризированная живопись пуристов, выполненная в приглушенных тонах, напоминала архитектурные проекции или технические чертежи. Новая живопись в известной мере унаследовала излюбленный жанр кубизма — натюрморт. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Озанфан пробовал ввести в свои композиции человеческие фигуры (серия «Купальщицы»), однако вскоре отказался от этого нововведения так же, как и от попыток создать циклы монументальных настенных росписей (единственная выполненная фреска «Жизнь»). Теоретик нового искусства, Озанфан стремился делиться с молодежью своими знаниями. Еще в 1924 году он вместе с Леже открыл бесплатные мастерские, в 1930 году завел свою собственную школу, а в 1936 году открыл в Лондоне Ozenfant Academy.
С началом войны художник перебрался в Нью-Йорк, в котором в 1939 году основал Ozenfant School of Fine Art (одним из его учеников был будущий поп-артист Рой Лихтенштейн). В 1957 году Озанфан вернулся во Францию и обосновался в Каннах. Здесь он продолжил редактировать свои мемуары, изредка встречаясь с друзьями Пикассо и Кальдером.