Дружба I. Эскиз картины (Этюд к картине «Дружба»)
1908
Paper, watercolor, gouache
62,9×48 см
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
с 1918 – ПМНЗЖ (ранее – собрание С.И. Щукина, приобретен в галерее Д.А. Канвейлера в Париже в 1912), с 1923 – ГМНЗИ, с 1948 – ГМИИ
Inv.: Р-10263
Inv. GMNZI: 174
Две гуаши из собрания ГМИИ — «Дружба I» (инв. Р-10263) и «Дружба II» (инв. Р-10264) — являются эскизами к картине «Дружба» (ГЭ), одному из важнейших произведений, созданных Пикассо вслед за «Авиньонскими девушками».
В «Дружбе I» мастер стремился создать изображение, обладающее единообразной структурой. В гуаши «Дружба II» формы обрели большую конкретность: в этом отношении, а также по колориту она очень близко подводит к окончательному, живописному варианту «Дружбы». Две идущие рядом обнаженные фигуры присутствуют в ряде эскизов-вариантов к большой неосуществленной картине с изображением пяти купальщиц («Пять женщин» или «Купальщицы в лесу»), вдохновленной творчеством Сезанна. Монументальные фигуры исполнены какой-то стихийной мощи, они словно вытесаны из единого куска дерева. Лица напоминают ритуальные маски, что придает образам имперсональный характер. Это отчасти объясняется влиянием африканской скульптуры, бывшей важным фактором в сложении художественного языка раннего кубизма. Пикассо и сам вырезал из дерева фигуры идолов нарочито примитивного вида. Этот опыт занятий скульптурой, несомненно, сказался в его живописных работах конца 1907 — начала 1908 года. Язык пластических символов и пластических идеограмм безымянных африканских мастеров указывал Пикассо путь выхода из-под власти миметической эстетики. См. также комментарий к картине «Дружба» (ГЭ).
В. М.
Пабло Руис Пикассо (Пабло Руис Пикассо)
1881, Малага, Испания — 1973, Мужен, департамент Приморские Альпы
1973
Пабло Пикассо с совой в своей мастерской в Антибе
1946
© Getty Images / Fotobank
Художник испанского происхождения, большую часть жизни проведший во Франции, живописец, график, скульптор, керамист, театральный художник. Основоположник кубизма. Оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке