NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

CollectionOdilon Redon  Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)

Odilon Redon
Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)
1904
papier, карандаш
44,5х35,9 см
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

с 1924 – ГМНЗИ (приобретен у С.А. Полякова), с 1948 – ГМИИ


Inv.: Р-10282

Inv. GMNZI: 522

Description
Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)
Odilon Redon
Проект обложки журнала «Весы» (Обложка для журнала «Весы»)
Увеличить

«Весы» — научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник, выходивший в Москве в книгоиздательстве «Скорпион» с января 1904 по декабрь 1909 года. Редактором-издателем его бессменно был С. А. Поляков, из собрания которого и происходит данный рисунок Редона. Журнал «Весы» был проводником идей русского символизма. Валерий Брюсов, игравший главную роль в руководстве изданием, и его московские сподвижники, объединившиеся вокруг «Весов», высоко ценили творчество Редона как одного из выразителей поэтики символизма. Редакция захотела привлечь французского мастера к сотрудничеству в журнале и даже посвятить ему отдельный выпуск. Максимилиан Волошин, который вел в Париже переговоры с художником, сообщает Брюсову в письме от 6 февраля 1904 года: «...Вчера я был у Рэдона. Рисунок для обложки выбран. Великолепная вещь. Один из лучших Рэдонов. Он сам же сделает подпись. Это большой рисунок углем. <...> Кроме того Рэдон согласен дать 12 виньеток <...> для целого номера». «Большой рисунок углем» воспроизводился на обложке трижды, в выпусках № 4, 5 и 6 за 1904 год: сначала в черном тоне, затем в красно-коричневом и, наконец, в зеленовато-коричневом. На обложке внизу справа изображен знак зодиака (созвездие Весы) — эмблема журнала, отвечающая его названию. Шрифт, использованный в тексте надписи, выдержан в стилистике модерна. Само изображение в эскизе исполнено углем: эта техника позволяет рисовальщику создать мерцающую, таинственную среду, из которой выступает странная полусогнутая фигура. Редон еще со времен своих знаменитых noire (с 1870-х и даже раньше) выработал своеобразную эстетику черного тона: в его руках черный пигмент становился некой одухотворенной субстанцией, служившей воплощению самых фантастических видений художника-визионера. Виньетки для журнала «Весы» также хранятся в ГМИИ (переданы из ГМНЗИ).

В. М.