Женщина, спящая под деревом
1900
Холст, темпера. 27 х 35 см
エルミタージュ美術館、サンクトペテルブルク
Слева внизу: Odilon Redon
来歴
1918, из собрания С.И. Щукина, 1948, ГЭ
Inv.: 43782
Inv. GMNZI: 190
Название картины Одилона Редона «Женщина, спящая под деревом» точно определяет ее мотив, но никак его не раскрывает. Кто эта женщина под высохшим, мертвым деревом? Почему она лежит на каком-то странном возвышении, а дерево за ней мистически светится? Никаких подсказок картина не дает. Глубокий синий цвет неба и интенсивно красный цвет длинного платья спящей женщины составляют главный аккорд этой сцены, не поддающейся расшифровке. Все ее краски и каждая деталь мотивированы не сюжетно, а символически. Образ, воплощенный Редоном, создает ощущение тайны, играет роль побудительного толчка для фантазий тех, к кому он обращен. Сам художник говорил, что его произведения «внушают, а не определяют. Они ничего не устанавливают, как и музыка, они переносят нас в зыбкий мир неопределенного».
Конкретные обстоятельства создания картины неизвестны.
Композиционная завязка картины «Женщина, спящая под деревом» появляется уже в раннем творчестве Одилона Редона, в частности, в «Женщине, сидящей под деревом в лесу» (около 1875, частное собрание, Париж) – этюде, исполненном в духе Камиля Коро. Тогда же создан рисунок углем «Дерево» (около 1875, Художественный институт, Чикаго) – прообраз центральной детали эрмитажной композиции.
Одилон Редон
Дерево
Ок. 1875
Уголь, веленевая бумага. 49,3×38,2
Художественный институт, Чикаго
1900–1901
Одилон Редон пишет картину «Женщина, спящая под деревом».
1904 (?)
С. И. Щукин покупает в Париже картину Одилона Редона «Женщина, спящая под деревом».
1918
Картина Одилона Редона «Женщина, спящая под деревом» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Одилона Редона «Женщина, спящая под деревом» включена в состав МНЗЖ-1 (Щукинского собрания).
1928
Картина Одилона Редона «Женщина, спящая под деревом» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
1948
Картина Одилона Редона «Женщина, спящая под деревом» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
1993–1994
В Эссене – Санкт-Петербурге – Москве проходит выставка «Щукин и Морозов – русские коллекционеры» (туда включена картина Одилона Редона «Женщина, спящая под деревом» – № 50).
Художественный стиль: Символизм
Описание:
Направление в западноевропейской литературе и искусстве рубежа XIX–ХХ веков, оперировавшее символами с целью отражения интуитивно постигаемых смутных сущностей и видений. Появившийся вслед за тем русский символизм отличался большей конкретностью.
Образ/мотив: Спящий человек; дерево
Распространенность образа/мотива:
Два образа, постоянно встречающихся в творчестве Одилона Редона и нередко трактовавшиеся по отдельности, в картине «Женщина, спящая под деревом» сосуществуют, значительно укрепляя иносказательный потенциал картины.
Описание:
Дерево вообще относится к наиболее устойчивым образам искусства Одилона Редона, начиная с юношеских рисунков. Такие кряжистые деревья становятся непременным пейзажным элементом его позднейших символистских работ («Kентавр», Музей изобразительных искусств, Бостон; «Сон Калибана», около 1900, и др.) и во всех этих случаях имеют не только важное композиционное, но и символическое значение.
Одилон Редон
Кентавр
1895–1900
Холст, пастель. 73×60,3
Музей изящных искусств, Бостон
Древняя символика дерева как знака вечной природы и своего рода оси, соединяющей небо и землю, была очень близка Редону, но у него этот мотив наделен еще и дополнительными значениями. Неслучайно несколько позже, в 1902 году, он писал: «Я вступил в брак с Цветом».
В литографии «День» из альбома «Сновидения» (1891) зеленеющее молодое дерево олицетворяет не только пробуждающуюся природу и весну, но также свет и день. Напротив, в картине «Женщина, спящая под деревом», где воспроизводится ночь, дерево изображено сухим. Ближайшей аналогией картине следует считать близкий по времени исполнения «Сон Калибана», где шекспировский персонаж показан лежащим у дерева, похожего на дерево эрмитажного полотна.
Одилон Редон
Сон Калибана
1895–1900
Дерево, масло. 48,3×38,5
Музей Орсэ, Париж
© AKG / East News
Редон исполнил тогда несколько декоративных работ, и его живопись приобрела более насыщенный колорит.
Технический прием: «Излучение» цвета
Описание:
Ради достижения «радиации пластических элементов», по его собственным словам, Одилон Редон отходил от стандартных технологий, прибегая к неожиданным приемам. В «Женщине, спящей под деревом», воспользовавшись темперой вместо масла, он буквально «втирал» краску в незагрунтованный и лишь слабо проклеенный холст, так что всячески сохраняемое «зерно» холста, порождая общую вибрацию живописи, становилось важным компонентом всей художественной структуры и способствовало особому «излучению» цвета.
Французский гравер, добивавшийся с своих офортах исключительной скрупулезности в проработке деталей. Оказал значительное влияние на символистов и Одилона Редона.