Одилон Редон (Odilon Redon)
1840, Бордо — 1916, Париж
1916
Французский живописец, график, декоратор, близкий к символизму. Его творчество оказало значительное влияние на художников наби и фовистов.
Одилон Редон до 11 лет воспитывался в семейном поместье Пейрелебад. По возвращении к родителям в Бордо он пошел в школу, а с 15 лет начал осваивать технику акварели у местного живописца Станисласа Горена. В 1857 году отец направил Редона в Париж поступать в архитектурную мастерскую Школы изящных искусств, однако тот провалил вступительный экзамен. В 1860 году Редон дебютировал на выставке Общества любителей искусств Бордо. Большое влияние на формирование мировоззрения художника оказал биолог Арман Клаво, познакомивший его с пантеистической философией Спинозы и современными открытиями в сфере естественных наук, в частности с теорией Чарльза Дарвина. В 1864 году Редон начал заниматься в Школе изящных искусств, в живописной мастерской Жерома, но вскоре бросил учебу. Вернувшись в Бордо, он познакомился с известным графиком Родольфом Бреденом, у которого брал уроки рисунка и офорта. Гравюры Редона, созданные под влиянием учителя, регулярно выставлялись в Бордо и даже были приняты в парижский Салон. В местной газете «La Gironde» Редон опубликовал две критические статьи, в которых выступал против реалистических принципов современной живописи и призывал к раскрепощению художественной фантазии, приводя в пример искусство Рембрандта, Камиля Коро и Эжена Делакруа.
Во время Франко-прусской войны (1870–1871) Редон сражался в армии рядовым солдатом. В 1874 году, после смерти отца, художник поселился в Париже; работать он выезжал в лес Фонтенбло и Бретань, а летние месяцы проводил в любимом Пейрелебаде — вплоть до 1897 года, когда именье пришлось продать. В 1870-е годы Редон рисовал углем фантастические образы-видения, которые называл «черными» («Падший ангел», 1871, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). «Черное рождается в самых потаенных глубинах души», — говорил художник. Его рисунки публиковались в журнале «La Vie moderne» (1881) и газете «Le Gaulois» (1882), однако еще долгое время известность Редона была ограничена узким кругом знатоков.
В 1879 году по предложению Анри Фантен-Латура Редон обратился к литографии и издал свой первый альбом «Во сне». На протяжении двух последующих десятилетий он работал преимущественно в данной технике, постоянно экспериментируя, добиваясь наиболее выразительного взаимодействия света и тени. Редон стал одним из самых заметных мастеров графического искусства своего времени, непосредственно повлиявших на его расцвет в конце XIX века. В отличие от большинства граверов, Редон на всех стадиях работы над произведением действовал самостоятельно, доверяя литографу только окончательную печать, благодаря чему тиражный оттиск по художественным достоинствам приближался к авторскому рисунку.
Многие графические листы Редона представляют собой авторские реплики на произведения значимых для него поэтов и писателей: Шарля Бодлера, Эдгара По и других. Художник вносил в свою работу литературное начало, дополняя гравюры заголовками и подписями, а также объединяя их, согласно логике развертывания сюжетов, в альбомы. До 1899 года Редон исполнил более 10 литографических сюит, среди которых: «Приношение Гойе» (1885, один из листов — «Болотный цветок»), три сборника по драме Гюстава Флобера «Искушение Святого Антония» (1888, 1889, 1896), «Апокалипсис» (1899) и др.
Редона причисляют к основоположникам символизма, хотя сам он предпочитал дистанцироваться от литературного круга, который в 1880-е годы стал формироваться вокруг его близкого друга Стефана Малларме. Тем не менее искусство художника действительно находило у символистов сочувственный отклик; Жорис-Карл Гюисманс даже упомянул его в своем романе «Наоборот».
В 1884 году Редон выступил одним из основателей и президентом Салона Независимых. Двумя годами позднее его пригласили участвовать в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе и последней выставке импрессионистов, хотя сам художник оставался чуждым этому течению, ограниченному, по его мнению, рамками реализма.
В 1890-е годы тональность произведений Редона, прежде неизменно минорная, исполненная драматизма, стала более жизнерадостной и лиричной. Во многом этот поворот был связан с появлением в его семье долгожданного ребенка (1889). Сохраняя стилистику и тематическую направленность своих «черных», Редон все чаще использовал цвет, прежде применявшийся им только в пейзажных этюдах; он стал обращаться сперва к пастели, затем к масляной и темперной живописи («Закрытые глаза», 1890, музей Орсэ, Париж; «Женщина с полевыми цветами», 1895–1898). Пластические находки Редона получили отражение в живописи Поля Гогена, Эмиля Бернара и — в особенности — в творчестве художников наби, которые по инициативе Поля Дюран-Рюэля устроили в 1899 году совместную с ним выставку.
В 1900-е годы Редон уже полностью сосредоточился на работе с цветом, наделяя его редкой изысканностью тона («Женщина, спящая под деревом», 1900–1901). Важной составляющей живописи художника стала тема цветов и растений, выступающих как в качестве орнаментальных мотивов («Профиль женщины в окне», 1910), так и в виде многочисленных, фантазийных по сути, натюрмортов. Декоративные достоинства живописи Редона этого периода наиболее ярко проявлялись в его настенных росписях (библиотека в аббатстве Девы Марии, Фонфруад, 1910).
В Осеннем Салоне 1904 года картины Редона экспонировались в отдельном зале и оказали заметное влияние на будущих фовистов, включая Анри Матисса, а также на таких литераторов нового поколения, как Андре Жид и Жан Кокто.