Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gérôme)
1824, Везуль (Верхняя Сона, Бургундия) — 1904, Париж
1904
Популярный во второй половине XIX века французский художник-академист, адепт стиля неогрек, живописец, скульптор, мастер декоративных росписей.
Жан-Леон Жером родился в семье ювелира. Приехав в Париж в 1840 году, он поступил в мастерскую Поля Делароша, ездил с ним в Италию, которая впечатлила его античным наследием. В 1843 году Жером несколько месяцев учился у Шарля Глейра. В 1846 году он участвовал в конкурсе на Римскую премию, но неудачно. Первый успех ему принесла картина «Юные греки, наблюдающие бой петухов», за которую 23-летний художник получил медаль 3-й степени Салона 1847 года и славу лидера «неогрек», направления, отдававшего предпочтение занимательному изображению Античности. До конца жизни Жером не только регулярно выставлялся в Салонах (был удостоен медалей в 1848 и 1874 годах), но и экспонировался на Всемирных выставках. Так, заказанное императорским двором масштабное полотно «Век Августа, рождение Христа» на Всемирной выставке 1855 года было отмечено медалью, но при этом не избежало критики.
Жером был одним из наиболее титулованных французских художников. В 1855 году он стал кавалером ордена Почетного легиона, в 1867-м — офицером, а в 1898 году — высшим офицером ордена. В 1865 году он был принят в члены Института Франции. Модный художник неоднократно получал государственные заказы, что гарантировало безбедную жизнь. В 1858 году Жером расписал в помпейском стиле парижскую резиденцию принца Наполеона Жозефа Бонапарта, двоюродного брата Наполеона III, который также покровительствовал художнику (тот приобрел его скандальную эротическую картину 1850 года «Греческий интерьер»). Тогда же Жерому доверили оформление вагона-салона папы Пия IX.
В 1863 году мэтр был назначен профессором Школы изящных искусств и сохранял этот пост до 1902 года. Главным в живописи художник считал точное изображение натуры, и хотя мастер интересовался последними открытиями археологов, зачастую его обвиняли в стилизации, а порой в погрешностях в истории, да и в анатомии. Жером с жаром критиковал импрессионистов, в частности Мане, Моне и Писсарро, называл их «позором французского искусства» и препятствовал их выставкам. При этом он признавал важную роль фотографии для живописи. Гладкая поверхность его картин, детализация и контраст светотени словно имитировали фотографию. Торговец картинами Адольф Гупиль продавал в своей галерее не только оригиналы, но и множество фоторепродукций с таких полотен, как «Дуэль после бала-маскарада» (1857), «Пальцы вниз (Смертельный приговор)» (1873), «Серый кардинал» (1874).
Жером много путешествовал по Востоку — был в Турции и Египте, Сирии и Палестине. Путевые зарисовки служили ему основой для ориенталистских полотен. На фоне североафриканских пейзажей или под сенью мавританских арок Жером изображал сцены, героями которых становились представители разных этносов Востока. Широко известны его картины «Пленник» (1861), «Турецкая баня» (1870), «Укротитель змей» (1880), «Молитва в мечети» (1871), «На продажу. Рабы в Каире» (1873). В 1893 году Жером получил звание почетного президента Общества художников-ориенталистов.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор работой «Гладиаторы», выполненной по мотиву его же картины «Пальцы вниз (Смертельный приговор)». Среди известных пластических работ мастера можно отметить скульптуры «Омфала» (1878), «Танагра» (1890), «Пигмалион и Галатея» (1892), «Тамерлан» (1898).
Жан-Леон Жером скончался в своей парижской студии 10 января 1904 года. Наследие мастера-академиста включает около 600 картин, 60 скульптур и сотни рисунков и эскизов.