NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

CollectionPierre Auguste Renoir  Nu (Femme nue assise sur le canapé)

Pierre Auguste Renoir
Nu (Femme nue assise sur le canapé)
1876
Huile sur toile
92,1 x 73,1 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

1918, de la collection de S. I. Shchukin, jusqu\'en 1912 dans la collection de P. I. Stchoukine


Inv.: Ж-3330

Inv. GMNZI: 194

Description
Nu (Femme nue assise sur le canapé)Nu (Femme nue assise sur le canapé)
Pierre Auguste Renoir
Nu (Femme nue assise sur le canapé)
Увеличить

«Обнаженная» — веха в истории импрессионизма. В творчестве художника это одна из ранних и, пожалуй, самых удачных попыток раскрытия темы ню.
В световоздушной среде Ренуар ищет эффекты взаимопроникновения цветов, однако в тесном и темноватом помещении на тело модели ложится не открытый солнечный свет, а холодноватый сумрак комнаты, рождая на коже изысканные и неожиданные красочные эффекты.
Традиционно считается, что Ренуару в его парижской мастерской на улице Сен-Жорж позировала известная в те времена в кругу художников la belle Anna, та самая, что послужила моделью для знаменитой картины «Нана» Эдуарда Мане (1877, Кунстхалле, Гамбург). Эту же натурщицу Ренуар изображал как минимум еще дважды: в этюде «Торс. Эффект солнца» (1875–1876, музей Орсэ, Париж) и в картине «Купальщица с черными волосами» (1876, Художественно-исторический музей, Вена). В обеих работах Анна представлена на природе, «Обнаженная» же написана в интерьере и более сложна по смысловому построению. В тканях позади модели угадывается отделанное лентами платье, что подчеркивает современный характер композиции, — эта конкретика делает картину смелой и вызывающей, вписывает ее в историю не только искусства, но и нравов.
«Обнаженная» стала одним из первых приобретений «нового» искусства в российских коллекциях. Картина приглянулась одному из братьев Щукиных — Петру. По его поручению в 1898 году его младший брат Иван обговорил условия возможной покупки с ведущим дилером импрессионистов, о чем незамедлительно сообщил: «Согласно твоему желанию я был у Дюран-Рюэля, чтобы спросить о цене нагой женщины... Дюран-Рюэль объявил сначала, что эта вещь — одна из лучших картин Ренуара, что совершенно справедливо, находится в его частной коллекции... Цена ей 15 000 франков. Меньше он не согласен».
В коллекции Петра Щукина картина провела 14 лет. Почтенный собиратель русских древностей не отважился представить ее открыто, оставив в замкнутом пространстве своих личных покоев. Весной 1912 года из-за финансовых сложностей «Обнаженная» вместе с шестью самыми значительными картинами была куплена Сергеем Щукиным за общую сумму в 100 000 франков. В его собрании картина заняла место вместе с работами Дега и Пюви де Шаванна.
Перед «Обнаженной» преклонялись отечественные искусствоведы — современники Щукина. Классическими стали слова Якова Тугендхольда: «"Нагая женщина" — одна из самых восхитительных классических картин в мире, обладанием которой Москва может гордиться».

Ал.П.