Муза, вдохновляющая поэта (Поэт и муза)
Холст, масло
131×97 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
В 1909 приобретена А. Волларом у художника за 300 франков, Париж; после 1910 приобретена С.И. Щукиным у Воллара, Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Inv.: Ж-3334
Inv. GMNZI: 202
Этот «портрет-пейзаж», если пользоваться терминологией Руссо, запечатлел его новых друзей: поэта, критика и эссеиста Гийома Аполлинера (1880–1918) и его спутницу, художницу Мари Лорансен (1883–1956). Руссо и Аполлинер познакомились в 1907 году, а уже в августе 1908-го поэт получил от художника предложение изобразить его на парадном портрете. Эта идея окончательно оформилась после знаменитого пародийного банкета в честь Руссо, устроенного в ноябре 1908 года в мастерской Пабло Пикассо в Бато-Лавуар («Плавучая прачечная» — общежитие художников) на Монмартре.
Гипертрофированная торжественность героев портрета выглядит невольным ироническим парафразом культа, созданного вокруг Руссо парижскими художниками-модернистами. Поэт представлен с атрибутами своего ремесла — гусиным пером и свитком. Муза увенчана венком и облачена в античный пеплос. Цветы на первом плане призваны символизировать бессмертную душу поэта.
Руссо ежедневно заставлял Аполлинера позировать, измеряя его фигуру и лицо; Мари Лорансен отказалась приходить в мастерскую, и художник был вынужден писать ее по памяти. Упорное желание Руссо точно передать облик персонажей привело к парадоксальному результату. По саркастическому замечанию спутницы Пикассо Фернанды Оливье, здесь предстали «Аполлинер, тонкий и хрупкий, каким он никогда не был» и «Лорансен, тяжелая и дородная, какой она еще не стала».
Довольный своей работой, Руссо продемонстрировал ее в Салоне независимых в марте 1909 года, где портрет стал мишенью для насмешек. Раздосадованный Аполлинер отказался признавать сходство с изображенным героем и не купил картину у художника, который уступил ее Амбруазу Воллару всего за 300 франков. Вскоре Руссо написал для Аполлинера новый вариант картины (Художественный музей, Базель).
На следующий год картину у Воллара приобрел С.И. Щукин. Сергей Иванович против своего обыкновения (он весьма неохотно расставался с картинами даже на время) решил в 1913 году предоставить «Поэта и музу» на выставку общества «Бубновый валет». Как и в Париже, работа вызвала неоднозначную реакцию.
Ал.П.
Анри Руссо (Таможенник Руссо) [Henri Rousseau (Le Douanier Rousseau)]
1844, Лаваль — 1910, Париж
1910
Французский художник-примитивист, обучавшийся живописи самостоятельно. Писал портреты, пейзажи, городские ландшафты.
В 1861 году, по окончании лицея, переехал из Лаваля в Анжер, где работал клерком. Служил в армии кларнетистом полкового оркестра. В 1868 году, досрочно демобилизовавшись, приехал в Париж, где поступил на службу в городскую таможню. В 1884 году получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой. В 1886 году продемонстрировал четыре работы в Салоне Независимых и с тех пор принимал участие в нем каждый год (кроме 1899 и 1900). Близкими себе живописцами считал Эдгара Дега, Поля Гогена и Одилона Редона. Излюбленными жанрами Руссо были портрет, портрет в пейзаже и городской ландшафт. В 1894 году познакомился с поэтом и драматургом Альфредом Жарри, который много сделал для популяризации живописного и литературного творчества Руссо и, в частности, придумал ему ставшее знаменитым прозвище — «Таможенник». В 1893 году вышел на пенсию и сосредоточился на живописи, которой занимался с утра до позднего вечера. Подрабатывал игрой на скрипке, составлением документов; изредка писал портреты на заказ. С 1905 года выставлялся в Осеннем салоне. Летом 1910 года повредил ногу и умер от заражения крови. Был похоронен на кладбище для бедняков.