Smoker
1890-1892
Oil on canvas. 91 x 72 cm
The State Hermitage Museum
Под изображением слева
Проверяем вывод подписей
Provenance
1918, from the collection of S. I. Shchukin
Inv.: ГЭ 6561
Inv. GMNZI: 401
Курильщик — человек «из народа», оказавшийся в интерьере, как будто бы мало отвечающем его облику. На стене за его спиной картины, точнее, наскоро прикрепленные голые холсты без подрамников и рам, к которым он, по всей видимости, не имеет прямого отношения.
Прибегая к приему «картина в картине», Поль Сезанн воспроизводит два собственных творения; при этом одну картину сильно обрезая, так что остается только догадываться, что имеются в виду «Купальщики» эрмитажного собрания, а другую, наоборот, представляя с большой четкостью. Сразу возникает вопрос, почему этот натюрморт с бутылкой и яблоками) (сейчас в берлинской Национальной галерее) сопровождает Курильщика? Сопоставление явно не случайное, тем более, что в позднейшей вариации, в «Сидящем крестьянине» (1898, фонд Барнса, Филадельфия), показан другой персонаж в той же позе и в очень похожей одежде, только без трубки — там на столе просто стоит черная бутылка, а рядом яблоко.
Поль Сезанн
Натюрморт с бутылкой и яблоками
1867–1869
Холст, масло. 64×80
Национальная галерея, Берлин
Интерьер «Курильщика» не что иное, как мастерская Сезанна, переоборудованная из жилой комнаты в верхнем этаже бывшего губернаторского дома в Жас-де-Буффан Экса. Туда Сезанн никого не допускал. Чужак с трубкой во рту (сам Сезанн не курил) просто «вставлен» в этот интерьер, однако его, кажется, ничто здесь не смущает. Сидит он спокойно и даже отрешенно. Холсты на стене — какие-то знаки, обращенные к нему, но говорить о символике в распространенном смысле слова тут не приходится — к символизму Сезанн не принадлежал.
Мастерская Поля Сезанна в Жас-де-Буффане
Фон картины — непосредственное напоминание о мире сезанновского творчества, где натюрморт всегда был не второстепенным, а исключительно важным разрядом искусства. У атрибутов этого жанра двойное назначение. Бутылка и яблоки — простейшие предметы первой необходимости в местной жизни, детали, сближающие живописца и его натурщика: в них заключена та же ясная определенность, что и в крепкой фигуре Курильщика, который своей застылостью заставляет вспоминать о неживой натуре. Одежда персонажа чрезвычайно проста — старый темно-серый пиджак и того же цвета шляпа. Он из тех, кто никогда не меняют привычек, даже и в чуждой обстановке. В частности, не снимает шляпу в помещении, как и другие работники Жас-де-Буффана.
В годы работы над картиной Поль Сезанн жил то в Париже, то в Эксе, пока не обосновался окончательно в доме отца в Жас-де-Буффане. Там ему пришла в голову идея писать работников поместья — идея, которая привнесла в его творчество тему «курильщиков» и «игроков в карты».
Поначалу Сезанну приходилось считаться с властным характером сестры Мари («Девушка у пианино») , заправлявшей в поместье: писать наемных работников — не значило ли это отвлекать их от дела? Да и склонять к позированию работников с их крестьянскими привычками художнику, по-видимому, было непросто. Тем более что от самодеятельного натурщика требовалось сохранять неподвижность в течение всего сеанса. Нужна была статичность того рода, к которой Сезанн давно приучил жену, без стеснения ставя ей в пример любимого «героя» своих натюрмортов — яблоко: оно же не двигается.
Преодолеть подобные затруднения помогала сиеста (и поныне строго соблюдаемая в Провансе) — растянутый обеденный перерыв, когда у работников остается много времени и для карточной игры, и для перекуров. К тому же игроки и курильщики почти не двигаются: именно то, что было необходимо Сезанну.
К первой картине из серии «Курильщиков» Сезанн приступил не раньше конца 1890 года, а всего написал три отдельных постановочных портрета с облокотившимся курильщиком, глубоко погруженным в раздумья. Два из них (Кунстхалле, Маннгейм и Государственный Эрмитаж) Джон Ревалд датировал 1891 годом (у Теодора Реффа эрмитажная картина идет под 1892 годом), а еще один, принадлежащий Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, — 1893–1896.
Поль Сезанн
Курильщик
1891
Холст, масло. 92,5×73,5
Кунстхалле, Мангейм
Спустя чуть ли не семьдесят лет после создания серии картин с курильщиками и игроками в карты некто Леонтин Поле, позировавшая для самой крупной картины цикла «курильщиков» и «игроков карты» («Игроки в карты», Поль Сезанн, фонд Барнса, Филадельфия), рассказала о том, что ее отцу, Полену Поле, садовнику в поместье Жас-де-Буффан, художник заплатил за позирование пять франков. Фотография Полена Поле, сделанная через тридцать лет после этого события, доказывает, что именно он позировал для эрмитажного «Курильщика»: несмотря на то, что он превратился в пожилого человека, опознать его нетрудно.
Поль Сезанн,
Игроки в карты
1890–1892
Холст, масло. 180×135
Фонд Барнса,Филадельфия
Сезанн, в отличие от некоторых передвижников, не отождествлял себя с крестьянами, не горел к ним душевным сочувствием, рисуя так, как поступал бы с любыми другими персонажами или даже неодушевленными предметами. Сама отстраненная манера его живописи к тому располагала. В трех «Курильщиках» Сезанна воцаряется не только торжество живописной гармонии, но вместе с ней особая философия жизни.
Поль Сезанн пишет картину «Курильщик»
1892
1890–1892
Поль Сезанн пишет картину «Курильщик». Сын художника датировал фотографию картины 1890 годом (архив Амбруаза Воллара). Крупнейший современный исследователь творчества Сезанна Теодор Рефф придерживается более поздней даты исполнения — 1892.
1904
Выставка Поля Сезанна в Осеннем салоне в Париже («Курильщик» — № 1, картина представлена Галереей Амбруаза Воллара).
Выставка Поля Сезанна в Осеннем салоне в Париже
1904
© Ambroise Vollard
Амбруаз Воллар
1866–1939
Коллекционер, торговец произведениями искусства. Оказывал поддержку многим ныне знаменитым художникам
И. А. Морозов покупает картину Поля Сезанна «Курильщик» в Галерее Амбруаза Воллара в Париже за 35 000 франков
Фотография Ивана Абрамовича Морозова
1918
Картина Поля Сезанна «Курильщик» национализирована вместе со всем собранием И. А. Морозова.
В ГМНЗИ проходит выставка Поля Сезанна («Курильщик» — № 17)
Комната Сезанна
Развеска ГМНЗИ
1926
1928
Картина Поля Сезанна «Курильщик» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
1948
Картина Поля Сезанна «Курильщик» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
1956
В Государственном Эрмитаже проходит выставка Поля Сезанна, приуроченная к 50-летию со дня смерти художника («Курильщик» — № 18).
1993–1994
В Эссене — Санкт-Петербурге — Москве проходит выставка «Щукин и Морозов — русские коллекционеры» (картина Поля Сезанна «Курильщик» — № 30).
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.
Стиль Поля Сезанна
Стиль Поля Сезанна, основанный на колористических открытиях импрессионизма, но отнюдь не сводящийся к фиксации мимолетных впечатлений, не получил специального названия, но создал основу для выхода искусства художников начала ХХ века к новым горизонтам.
Художественные образы/мотивы
Образ/мотив: Облокотившийся персонаж
Поза облокотившегося персонажа как олицетворение устойчивости и покоя встречается у Поля Сезанна уже в раннем творчестве в картине «Облокотившийся мальчик» (1867–1868, частное собрание, Швейцария). Художник в этом случае вдохновлялся луврским «Молодым человеком» Баккиокки, считавшимся тогда созданием Рафаэля, и мог воспользоваться его гравюрным воспроизведением, которым, по-видимому, обладал. Через два с лишним десятилетия появился еще один «облокотившийся» — «Юноша в красном жилете» (1888–1890, Коллекция Бюрле, Цюрих).
Поль Сезанн
Юноша в красном жилете
1888–1890
Холст, масло. 80×64,5
Коллекция Бюрле, Цюрих
© AKG Images / East News
Образ/мотив: Курильщик, игрок в карты
Поль Cезанн никогда не исключал из поля своего зрения искусство старых мастеров и охотно обращался к сходным мотивам. Родословная его «курильщиков» и принадлежащих к той же сфере «игроков в карты» восходит к голландцам и фламандцам XVII века.
Связи между картинами с данным образом/мотивом: «Интерьер кабака» (Адриан Брауэр, 1630–1632); «Курильщик, облокотившийся о стол» (Давид Тенирс, 1643)
Сцены кабацкого быта в Лувре, которые Поль Сезанн видел у Адриана Брауэра в «Интерьере кабака» (1630–1632) или у Давида Тенирса в «Курильщике, облокотившемся о стол» (1643), не только забавны, но и таят скрытое нравоучение, хотя сам художник, по-видимому, вникал в это не слишком пристально. Курение, укоренившееся по питейным заведениям Фландрии и Голландии, было новейшей забавой XVII столетия, в сущности, первичным для европейской цивилизации приобщением к наркотическому развлечению. Сезанн, в сущности, спокойно соединил в своих картинах различные пороки (курение, карты, выпивку), поскольку сталкивался с той же комбинацией у крестьян пригорода своего родного Экса.
Адриан Брауэр
Интерьер кабака
1630–1632
Дерево, масло. 22×29
Лувр, Париж
© AKG Images / East News
Давид Тенирс
Курильщик, облокотившийся на стол
1643
Холст, масло. 39×30
Лувр, Париж
AKG Images / East News
Образ/мотив: Картины на стенах
Связи между картинами с данным образом/мотивом: «Натюрморт с бутылкой и яблоками» (Поль Сезанн, 1867–1869, Национальная галерея, Берлин); «Купальщики на пленэре» (Поль Сезанн, 1890–1891, Государственный Эрмитаж)
На стене за спиной персонажа картины Поля Сезанна «Курильщик» — холсты самого Сезанна. Эти «картины в картине» ставят важные акценты, не только цветовые, но и смысловые, отражающие мировоззрение художника. Долгие годы находившийся в Жас-де-Буффан ранний «Натюрморт с бутылкой и яблоками» (1867–1869, Национальная галерея, Берлин), так же как помещенный выше холст с купальщиками («Купальщики на пленэре», 1890–1891, Государственный Эрмитаж), напоминают о соблазнах внешнего мира, что оказывается отнюдь не случайным в этой сцене, пронизанной стремлением художника обрести внутреннее равновесие.
Поль Сезанн
Натюрморт с бутылкой и яблоками
1867–1869
Холст, масло. 64×80
Национальная галерея, Берлин
Технические приемы: возвращение к избранной теме
Одна из наиболее характерных особенностей творчества Поля Сезанна состояла в длительной привязанности к однажды избранной теме, которая подготавливалась работами далеких предшественников, а, кроме того, и собственным творчеством.
При работе над эрмитажным «Курильщиком» Поль Сезанн воспользовался композиционной схемой другого своего полотна — «Игроки в карты» (фонд Барнса, Филадельфия), со всеми его подробностями (стол, драпировка в углу, фрагмент другой картины на фоне), но при этом сумел добиться высшей убедительности позы курящего мужчины.
Мангеймский «Курильщик» представлен в той же позе и на холсте такого же размера, но на фоне гладкой стены. В его лице меньше отрешенности из-за того, что обозначены зрачки глаз.
Поль Сезанн
Курильщик
1891
Холст, масло. 92,5×73,5
Кунстхалле, Мангейм
Поль Сезанн,
Игроки в карты
1890–1892
Холст, масло. 180×135
Фонд Барнса,Филадельфия
Жас-де-Буффан
в Экс-ан-Провансе
Франция
Первый крупный исследователь искусства импрессионистов. Учился в Германии и Париже, где защитил докторскую диссертацию «Сезанн и Золя» (1939). В 1940 году эмигрировал в США. До конца дней входил в состав попечителей нью-йоркского Музея современного искусства. Автор полного научного каталога живописи Сезанна (1996) и переведенных на несколько языков книг «История импрессионизма» и «Постимпрессионизм».
Современный американский исследователь, выдающийся знаток искусства Поля Сезанна, Эдгара Дега и других художников конца века.
Французский писатель, отстаивавший принципы натурализма и занимавшийся также художественной критикой. Автор 20-томной серии романов «Ругон-Маккары» (1871–1893), в которую вошел и роман «Творчество». В главном персонаже этой книги Клоде Лантье отразились биографические детали и черты характера Поля Сезанна, одноклассника писателя по Коллежу Бурбон в Эксе, что привело к разрыву отношений двух друзей. Большой резонанс во французском обществе вызвало памфлет «Я обвиняю», написанный Золя в защиту капитана Альфреда Дрейфуса в 1898 году.
Жена Поля Сезанна и его постоянная модель. Он познакомился с ней в 1869 году, но долгие годы скрывал эту связь от своего отца, боясь лишиться всякой материальной поддержки. Бракосочетание произошло лишь в 1886 году, незадолго до смерти Луи-Огюста Сезанна.
Отец Поля Сезанна, человек, начинавший как простой рабочий и постепенно возвысившийся до положения банкира и владельца поместья Жас-де-Буффан в Эксе, некогда принадлежавшего губернатору Прованса.
Фламандский живописец; писал бытовые сцены, действие которых нередко разворачивалось в кабачках.
Фламандский живописец, сын и ученик Давида Тенирса Старшего. Писал бытовые сцены.