Акведук
1900
Холст, масло
91×72 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
Приобретена С.И. Щукиным 4 мая 1906 в галерее Воллара, Париж. До 1918 — собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Inv.: Ж-3337
Inv. GMNZI: 206
Картина отличается сложным пространственным построением: стволы деревьев заслоняют от зрителя широкую долину реки Арк, где заметен силуэт железнодорожного путепровода-виадука, за которым синеватой громадой угадываются очертания горы Св. Виктории — излюбленного мотива Сезанна. «Перед нами построение пейзажа, напоминающее античный храм: оранжевая земля, расстилающаяся как фундамент, древесные стволы, встающие подобно легким колоннам, и масса зелени, возглавляющая картину своей густолиственной сенью, словно фронтон», — писал об этой картине русский критик Яков Тугендхольд, подчеркивая классическую структуру сезанновской композиции.
В коллекции С.И. Щукина картину именовали «Гора Св. Иоанна»; в советское время это название сменилось на также не совсем верное — «Акведук». В доме Щукина в Большом Знаменском работа предстала эталонным примером пейзажной концепции Сезанна — ведь в галерее было всего два его пейзажа, причем второй, «Гора Св. Виктории» (1906), написан уже в иной, поздней экспрессивной манере.
Ал.П.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.