Мост через Марну в Кретее (Берега Марны)
1894–1895
Холст, масло. 71 х 90 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
До 1948 – ГМНЗИ. До 1919 в собр. И.А. Морозова
Инв.: Ж-3416
Инв. ГМНЗИ: 408
Картина, изображающая местность в Иль-де-Франсе близ селений Кретей и Пюто со старым мостом через Марну, представляет один из эталонов пейзажного творчества Сезанна. Зеркальная поверхность реки кажется застывшей, мост вдали извечен и прочен, сторожка на берегу напоминает кристаллическое тело, деревья поднимаются вверх подобно изваяниям. В пейзажах Сезанна нет человека, здесь царит уплотненное пространство. Художник спрессовывает время, соединяет прошлое и настоящее, смешивает близкие и дальние планы, лишает зрителя единой точки зрения на пейзаж и одновременно ритмически упорядочивает движение взгляда по картине, выявляя логику и гармонию мироздания.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.