Мост над прудом
1898
Холст, масло
63,5 x 79 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
До 1910 — собрание О. Пеллерена, Париж, затем в галерее Бернхейм-Жён, Париж (согласно Ревалду); с 1911 — галерея А. Воллара, Париж, в 1911 приобретена И.А. Морозовым; до 1919 — собрание И.А. Морозова; с 1919 — МНЗЖ, с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3417
Инв. ГМНЗИ: 410
В картине Сезанн сопоставляет реальный пейзаж с его отражением в пруду, причем отражение в воде написано плотнее и интенсивнее по цвету. В просветах деревьев на берегу оставлены незакрашенные участки холста. Манеру письма отличают геометризированные мазки, положенные под углом друг к другу, отчего фактура холста выглядит подвижной и динамичной — этот прием впоследствии разовьют кубисты. Картина была приобретена Морозовым у Воллара за 15 000 франков.
Ал. П.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.