Цветы
Около 1902
Холст, масло
77 x 64 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
С 1909 — собрание И.А. Морозова (приобретена им у А. Воллара в Париже); до 1919 — собрание И.А. Морозова; с 1919 — МНЗЖ, с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3411
Инв. ГМНЗИ: 400
Натюрморт можно рассматривать как свидетельство напряженного диалога Сезанна с боготворимым им Эженом Делакруа, в частности его произведением — акварелью 1847 года «Букет цветов» (Лувр). Эта написанная с почти барочной пышностью композиция, по свидетельству маршана Амбруаза Воллара, фигурировала на посмертной распродаже имущества исполнителя последней воли Делакруа Пейрона и была приобретена другом и покровителем Сезанна Виктором Шоке. В его апартаментах на улице Риволи художник неоднократно видел акварель. Шоке скончался в 1891 году, а в 1899-м после смерти супруги его собрание было назначено к продаже. Акварель по просьбе Сезанна купил Воллар. По существующему достаточно обоснованному предположению, свою картину «Цветы» Сезанн написал для обмена на принадлежавшую Воллару акварель «Букет цветов». Но, видимо, художник остался недоволен своей работой, и потому холст несет на себе следы царапин, расходящихся в разные стороны. В любом случае при жизни или после смерти художника картина перешла в собственность Воллара. Она была приобретена Иваном Морозовым у маршана за серьезную сумму 20 000 франков.
Ал. П.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.