Мужчина, курящий трубку
Toile, huile
91×72 см
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
Приобретена в 1908 С.И. Щукиным в галерее А. Воллара, Париж. До 1918 — собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи. С 1923 — ГМНЗИ. С 1948 — ГМИИ.
Inv.: Ж-3336
Inv. GMNZI: 205
Картины с изображением курильщиков создавались Сезанном в первой половине 1890-х годов в Эксе после конфликтов с парижской художественной богемой и пятимесячного путешествия в Швейцарию, обернувшегося для художника травмой. Время уединения в родовом имении Жа-де-Буффан стало для художника паузой, посвященной восстановлению сил, созерцанию и сосредоточенной работе. Исключительно требовательный к своим моделям, Сезанн словно превращал их в безмолвные предметы — часть совершенной композиции. «Курильщик», в котором можно узнать садовника Полена Поле, помещен в интерьер мастерской художника. Здесь, в «святая святых», погрузившийся в раздумье работник с трубкой становится своего рода единомышленником художника, включаясь в его замысел. Поза облокотившегося на стол человека превращается в элемент статичной, уравновешенной композиции, основанной на форме треугольника, а заметный диагональный наклон фигуры вносит в построение динамизм. В холсте, прикрепленном на стене, угадывается один из портретов жены художника. Поза мадам Сезанн, ее опущенная вниз рука «отражается» в левой руке курильщика, соединяя эти образы и композиционно, и по смыслу.
Ал.П.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.