1858, Арко близ Тренто (Австро-Венгрия, ныне Италия) — 1899, Шафберге близ Понтрезины (Швейцария)
1899
Итальянский живописец, автор религиозно-символических картин и пейзажей, выполненных в технике дивизионизма.
Джованни Сегантини родился в малообеспеченной семье уличного торговца в городке Арко близ Тренто, входившего в середине XIX века в австрийский Южный Тироль. Отправленный еще в детстве к родственникам в Милан, Сегантини перепробовал множество профессий — от сапожника до подручного фотографа и художника-декоратора. Недолгое время (1877) он учился в вечерних классах при миланской Академии Брера. Одна из его первых работ — «Хор церкви Святого Антония» — была выполнена еще в темном колорите, от которого затем художник отказался.
Обзаведясь в 1880 году собственной мастерской в Милане и женившись на состоятельной Луиджии Бугатти, Сегантини спустя год внезапно перебирается в Брианцу, глухое альпийское селение близ Комо. Здесь он наблюдает жизнь местных крестьян, пастухов и обретает свою «почвенническую» тему, возможно, не без влияния Жан-Франсуа Милле, картины которого он видел в репродукциях. С течением времени художник стал придавать своим произведениям символическое звучание с оттенком морализаторства. К таким работам относятся полотна «Наказание за сладострастие» (1891, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль) и «Плохие матери» (1894, Австрийская галерея Бельведер, Вена). Последнее, написанное на сюжет поэмы «Нирвана», переведенной с санскрита другом художника поэтом Луиджи Иллика, изображает ледяную альпийскую пустыню, к пребыванию в которой приговорены женщины, отказавшиеся от материнства.
Выработанная с годами пластическая манера Сегантини — пуантилизм или дивизионизм — опиралась не на достижения новой французской живописи, а на более близкий источник — «ломбардскую скапильятуру» («растрепанную живопись» с динамичным и раздельным мазком), которую местные новаторы противопоставляли академизму. Увлеченный идеей мистического единства циклов человеческой и природной жизни, Сегантини стремился выразить ее в масштабном произведении. Таким должен был стать «Альпийский триптих», состоящий из трех панно («Природа», «Жизнь», «Смерть»), для экспонирования которого на Международной выставке в Париже 1900 года художник даже спроектировал павильон. Однако смерть застигла мастера во время работы. Его шедевр был выставлен спустя девять лет в мемориальном музее в швейцарском Санкт-Морице.