Поль Серюзье (Paul Sérusier)
1864, Париж — 1927, Морле (Бретань)
1927
Французский художник-символист, теоретик, ученик Поля Гогена, член группы «Наби».
Родившегося в семье фабрикантов Поля Серюзье готовили к карьере коммерсанта. В престижном лицее Кондорсе он получил разностороннее гуманитарное образование. Недолго проработав приказчиком в магазине писчебумажных товаров, молодой человек упросил родителей разрешить ему последовать своему призванию — стать художником.
В 1885 году Серюзье поступил в Академию Жюлиана, где познакомился с Морисом Дени. Его первую картину, старательно написанную «Мастерскую бретонского ткача» 1888 года, благосклонно приняло жюри Салона. Однако в том же году в творчестве Серюзье произошел перелом. Молодой художник, побывав в бретонском местечке Понт-Авен, где в то время работал Поль Гоген, привез оттуда наставления мэтра синтетизма и образец новой живописи — свою композицию «Талисман», написанную чистыми цветами на крышке коробки для сигар. Поделившись своим открытием с товарищами по академии Дени, Боннаром, Рансоном, Русселем и Вюйаром, Серюзье предложил им создать объединение художников, предвестников нового искусства. Название группы «Наби» (то есть «Пророки») соответствовало амбициям молодых людей. Они собирались в кафе пассажа Бради, где спорили об искусстве и оккультизме.
Художники группы «Наби» (Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуар Вюйар и др.)
Спустя год Серюзье вновь приехал в Бретань и стал работать в окрестностях деревушки Ле Пульдю, ставшей столицей «понт-авенской школы», которую возглавлял Гоген. В дальнейшем Серюзье каждое лето работал в различных бретонских городках, чаще всего в Шатонеф-дю-Фау. Вместе со своими товарищами по группе художник занимался оформлением спектаклей символистского Театра творчества Люнье-По, а с Морисом Дени выезжал в Германию, где познакомился с искусством немецких примитивов. В бенедиктинском монастыре Бейрон он навещает знакомого по Понт-Авену художника Яна Веркаде, посвятившего себя религиозному искусству. Постепенно в эстетических воззрениях Серюзье идеи символизма и всеобъемлющего синтетизма обретают религиозное обоснование. Принципы размеренности и соподчинения цветов и форм становятся доминирующими в его искусстве. Увлеченный средневековым искусством, Серюзье опубликовал в 1905 году свою книгу «Эстетика Бейрона», которая, впрочем, имела успех у достаточно ограниченного круга художников. Своими идеями мастер делился с молодежью, посещавшей Академию Рансона, в которой он преподавал с 1908 по 1912 год. В этих же целях Серюзье в 1921 году написал «Азбуку живописи».