Кер-Ксавье Руссель (Ker-Xavier Roussel)
1867, Лорри-ле-Мец (Лотарингия) — 1944, Этан-ла-Виль (деп. Ивелин)
1944
Французский художник-символист, мастер декоративных росписей, участник группы «Наби».
Семья Русселя, в которой отец был врачом, а мать — художницей-любителем, вынуждена была покинуть Лотарингию из-за Франко-прусской войны и перебраться в Париж. После развода родителей Кер-Ксавье вместе с братом остался у отца. В доме постоянно бывали художники, писатели и музыканты, и потому, когда юный Руссель заявил, что хочет стать художником, отец совсем не возражал. Но для начала 15-летний Кер-Ксавье был отправлен в лицей Кондорсе, чтобы получить фундаментальное классическое образование. Там он встретил Эдуара Вюйара и Мориса Дени, также ставших позднее художниками.
В 1885 году Руссель и Вюйар поступили в мастерскую Леона Майара, а спустя несколько лет стали посещать Академию Жюлиана, где познакомились с Пьером Боннаром. Товарищи и соученики образовали группу, в названии которой «Наби» (то есть «Пророки») отразились их амбиции. Лидером своеобразного братства стал Поль Серюзье, бывший под обаянием живописи Поля Гогена. В 1891 году «наби» выставились в галерее Ле Барк де Буттевиль, покровительствовавшей импрессионистам и символистам, а через два года экспонировались в салоне либерального журнала Revue blanche, который издавали братья Александр и Таде Натансон. В этом журнале «наби» опубликовали свои первые литографии. В том же 1893 году Руссель женился на сестре своего друга Марии Вюйар.
Художники группы «Наби» (Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуар Вюйар и др.)
Вместе с Боннаром, Вюйаром и Полем Серюзье Руссель работал над декорациями для Théâtre de l'Œuvre (Театр творчества), который основал их товарищ, увлеченный идеями символизма, актер Орельен Люнье (Люнье-По). Руссель периодически экспонируется на выставках «Свободной эстетики» в Брюсселе, Салона независимых в Париже, в галереях Бернхейма и Дрюэ. По заказу галериста Амбруаза Воллара он вместе с Вюйаром и Боннаром в 1898 году работает над цветными литографиями. В 1899 году Руссель переезжает из Парижа в свой дом в Этан-ла-Виль.
В 1906 году вместе с Морисом Дени Руссель совершает поездку на юг страны. В Экс-ан-Провансе они встречаются с Полем Сезанном, в Сен-Тропе — с Полем Синьяком, в Кавалер-сюр-Мер — с Анри Кроссом. Поездки к Средиземному морю (до этого художник побывал в Италии) оказали на Русселя большое впечатление еще по той причине, что он соприкоснулся с миром античности, которая как бы воскресла вместе с нимфами и фавнами под его импрессионистической кистью.
С 1908 года художник вместе с Аристидом Майолем, Полем Серюзье и Феликсом Валлоттоном преподавал в Академии Рансона. В 1912 году он расписывает занавес Театра Елисейских полей. Во время Первой мировой войны мастер работает в Швейцарии, занимается оформлением Музея искусств в Винтертуре. В последующие годы художник много работал по частным заказам, создавая декоративные панно в Париже и Антибе. В 1926 году он был удостоен 2-й премии Фонда Карнеги.
В 1937 году Руссель вместе с Вюйаром и Боннаром оформил Театр Шайо, а в следующем году — дворец Лиги Наций в Женеве, в частности исполнив одиннадцатиметровое панно «Pax Nutrix».