Джино Северини (Gino Severini)
1883, Кортона (Италия) — 1966, Париж
1966
Итальянский живописец, график и скульптор, проделавший путь от дивизионизма и футуризма до неоклассицизма XX века.
Профессию художника Джино Северини начал осваивать после того, как его семья переехала в Рим и он смог поступить в Свободную школу обнаженной натуры. В 1901 году он познакомился с Умберто Боччони, и вместе с ним начал посещать мастерскую Джакомо Балла, у которого оба получили первые уроки дивизионизма (или пуантилизма).
В 1906 году Северини уехал в Париж, где сразу же завязал дружеские связи с Модильяни, Грисом, Браком и Пикассо. Его увлекла теория аналитического кубизма, которую он попытался применить в своей живописи, в частности в урбанистических пейзажах. В 1910 году художник заинтересовался идеями футуристов о динамике в живописи и вместе с Боччони, Балла, Руссоло и Карра подписал «Манифест художников футуристов» и «Технический манифест футуристической живописи». В 1912 году в составе группы, чьим лидером стал Маринетти, выставился в галерее Бернхейма —Ле Жен, а в следующем году показал свои работы в галерее Мальборо в Лондоне. После увлечения синтетическим кубизмом в творчестве Северини наметился поворот в сторону традиционных форм изображения, свидетельством чему стала картина 1916 года «Материнство». В своих статьях этого времени в «Меркюр де Франс», «Валори Пластичи», а также в вышедшем в 1921 году сочинении «От кубизма к классицизму» Северини предпринял попытку обосновать закономерность возврата к фигуративной, основанной на традиции живописи. Стремясь подтвердить теорию практикой, художник выполнил большие фресковые циклы по мотивам комедии дель арте для особняка сэра Ситуэлла в Монтегуфони близ Флоренции.
В 1920–1930-е годы Северини был поглощен работой над созданием религиозных росписей для церквей в Семсаль и Ля Рош в Швейцарии, а позднее выполнил фрески для Дворца правосудия в Милане и почтамта в Александрии. В 1935 году мастер получил первую премию за живопись на Римской квадриеннале. В 1950-е годы Джино Северини вернулся к темам своего футуристического периода, по-новому пытаясь интерпретировать динамику конструирования пространства, однако уже во многом ориентируясь на современную послевоенную абстракцию.