Городок Вильнев-ла-Гаренн (Деревня на берегу Сены)
1872
Холст, масло. 59,2 х 80,5 см
Государственный Эрмитаж
Слева внизу: Sisley 1872
Происхождение
1918, из собрания С.И. Щукина, 1948, ГЭ
Инв.: 9005
Инв. ГМНЗИ: 214
C момента покупки ее П. И. Щукиным в Галерее Дюран-Рюэля и до начала 1970-х годов, пока не появилась возможность закрепить за ней более точное название, картина «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» называлась «Деревня на берегу Сены».
Городок Вильнев-ла-Гаренн, действительно, вырос из старой деревни, жители которой промышляли рыболовством на Сене (герб городка изображает парусную лодку, вышедшую на рыбную ловлю).
Почтовая открытка с видом Вильнев-ла-Гаренн на Сене
Начало ХХ в.
Почтовая открытка с видом Вильнев-ла-Гаренн
Конец ХIХ - начало ХХ вв.
Герб Вильнев-ла-Гаренн
Вильнев, то есть новый город (фр. ville neuve), начал быстро разрастаться после того, как мосты через Сену и железная дорога соединили его с Парижем. Эти тихие места стали привлекать парижан, совершавших сюда воскресные вылазки.
Альфред Сислей наведывался в Вильнев-ла-Гаренн летом 1872 года. Затененный берег ближнего плана на картине – это остров Сен-Дени, соединенный с городом мостом: удобное место для художника.
Вид на остров Сен-Дени с моста, ведущего в Вильнев-ла-Гаренн
Конец XIX в.
«Городок Вильнев-ла-Гаренн» – одно из лучших созданий раннего импрессионизма. По-видимому, уже в начале 1880-х годов это место стало утрачивать свое очарование. Здесь появилась промышленность, связанная с производством мукомольного оборудования, с химией и фармакологией. Беззаботная эпоха, атмосферу которой так поэтично запечатлел Сислей, ушла безвозвратно. Дух времени исчезал вместе в изменениями в городском пейзаже. Самого Сислея после 1972 года Вильнев больше не притягивал. Домá, что он писал, позже подверглись переделке или перестройке, в особенности после наводнения 1910 года; линия их этажности сохранилась, только теперь они прячутся за высокими заборами.
Наводнение в Вильнев-ле-Гаренн
1910
© Roger-Viollet / East News
Характерно, что для пригласительного билета на открытие самой значительной ретроспективы Альфреда Сислея, проходившей в Париже в 1992 году, была выбрана именно эта картина – закономерное появление ностальгии по отношению к раннеимпрессионистическим пейзажам Сислея, Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.
Билет на выставку Альфреда Сислея в Париже в 1992 г.
Альфред Сислей начал писать Вильнев весной 1872 года. Тогда, установив мольберт неподалеку от моста, с видом на остров Сен-Дени, он написал картину «Рыбаки, сушащие сети» (1872, Художественный музей Кимбелла, Форт-Уорт) и еще три пейзажа.
Альфред Сислей
Рыбаки, сушащие сети
1872
Холст, масло. 42×65
Художественный музей Кимбелла, Форт-Уорт
© Bridgeman / Fotodom
В разгар лета того же года Сислей снова отправился к вильневскому мосту. На этот раз он исполнил три картины, сделав Сен-Дени «наблюдательным пунктом». Если в «Городке Вильнев-ла-Гаренн на Сене» художник сосредоточился на изображении противоположного берега, то в двух других пейзажах его привлекло зрелище моста, соединяющего остров с городом. В правой части одного из них – «Моста в Вильнев-ла-Гаренн» (1872, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) – изображены два дома левой половины эрмитажной картины: там словно бы продолжается панорама берега.
Альфред Сислей
Мост в Вильнев-ла-Гаренн
1872
Холст, масло. 49,5×65,4
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Сислей писал картину на пленэре, без подготовительных рисунков и этюдов. Вид с мостом, аналогичный пейзажу из Музея Метрополитен, написала позже Берта Моризо («Вильнев-ла-Гаренн», 1875, местонахождение неизвестно).
Берта Моризо
Лодки на Сене
1879
Холст, масло. 25,5×50
Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн
© AKG / East News
1872
Летом 1872 года Альфред Сислей пишет с натуры картину «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене». 24 августа Поль Дюран-Рюэль покупает ее у него, по всей вероятности за 200 франков (по аналогии с «Мостом в Вильнев-ла-Гаренн» (1872, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), приобретенном по той же цене).
1872
Предполагают, что под названием «На Сене» картина Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» экспонировалась в 1872 году на организованной Дюран-Рюэлем в Лондоне, в German Gallery, Четвертой выставке Общества французских художников (№ 124).
1898
П. И. Щукин при посредничестве И. И. Щукина покупает в парижской Галерее Дюран-Рюэля картину Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» (цена 6 000 рублей).
1912
П. И. Щукин продает своему брату С. И. Щукину картину Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене».
1918
Картина Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» входит в состав Первого (Щукинского) отделения МНЗЖ.
1928
Картина Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1939
Картина Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» экспонируется на выставке «Французский пейзаж XIX–XX веков» в ГМНЗИ.
1948
Картина Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» после закрытия ГМНЗИ поступает в Государственный Эрмитаж.
1992–1993
Картина Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» экспонирована в Эссене, Санкт-Петербурге и Москве на выставке «Морозов и Щукин – русские коллекционеры. От Моне до Пикассо» (№ 15).
Художественный стиль: Ранний импрессионизм
Описание:
Этот стиль, сложившийся до начала импрессионистических выставок, прочно связан с реализмом предыдущего поколения. Ему тоже свойственна значительная точность в проработке деталей, но одновременно и большее внимание к воспроизведению солнечного света. Вместе с тем картину Альфреда Сислея «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене» от большинства раннеимпрессионистических произведений отличает тяготение к классическим правилам построения пейзажа. Это прежде всего: деление на планы (что позволяло выстраивать глубину пространства), затененное основание картины, «кулисы» деревьев, образующие внутреннюю «раму» для вида городка на противоположном берегу.
Парижский галерист, выступивший конкурентом Поля Дюран-Рюэля. В конце XIX века поддерживал импрессионистов.
Швейцарский живописец, преподававший в Париже. Его последними учениками стали будущие импрессионисты Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Фредерик Базиль.
Французская художница импрессионистического направления. Была замужем за братом Эдуарда Мане, взгляды которого на искусство она разделяла.
Французский пейзажист-реалист, принадлежавший к Барбизонской школе. Молодые импрессионисты в 1860-е годы испытывали его влияние.