Теофиль-Александр Стейнлен
(Théophile-Alexandre Steinlen)
1859, Лозанна — 1923, Париж.
1923
Французский художник швейцарского происхождения, плакатист, гравер, скульптор и книжный иллюстратор.
Теофиль-Александр Стейнлен родился в семье почтового служащего, предки которого были выходцами из Германии. В роду Стейнлена были и преподаватели рисунка, и живописцы. Вначале молодой человек занимался изучением теологии в Университете Лозанны, затем (1879) решил посвятить себя искусству и поступил на курсы промышленного рисования в Мюлузе (Эльзас). В 1881 году он приезжает в Париж и через два года обосновывается на Монмартре. Стейнлен быстро знакомится с артистической средой квартала, в частности с рисовальщиками Адольфом Вилеттом и Антонио де ла Гандара, с которыми он наведывается в кабаре Рудольфа Салиса «Chat noir» («Черный кот»), где встречает прославленного Анри Тулуз-Лотрека и знаменитого куплетиста Аристида Брюана. Для «Черного кота» и для озорного шансонье художник выполнит броские афиши и иллюстрации для песенных сборников.
Теофиль-Александр Стейнлен
Le Mirliton
(Иллюстрация к песенному сборнику
Аристида Брюана)
Основными сюжетами графики Стейнлена становятся повседневная жизнь обитателей Монмартра с идущими на работу пролетариями, с фланирующими проститутками, сутенерами и нищими, с модистками и артистами кабаре. Он часто рисует обнаженную натуру, но больше всего любит изображать кошек, которых он буквально портретирует или делает героинями рекламных плакатов. Стейнлен сотрудничает со многими периодическими юмористическими изданиями, такими как «Gil Blas», «L'Assiette au Beurre», «Le Rire». В 1911 году он вместе с Жаном-Луи Фореном и Шарлем Леандром основывает газету «Les Humoristes».
Поборник социальной справедливости, Стейнлен выступает в защиту Дрейфуса, в годы Первой мировой войны посредством своей графики пытается обратить внимание на бедствия Бельгии и Сербии. Он иллюстрирует книги и брошюры теоретиков анархизма: «Государство и его историческая роль» Петра Кропоткина, «Общественный вопрос» Себастьяна Фора и «Эволюция и революция» Элизе Реклю. Еще до войны он выступал за создание профсоюза художников и рисовальщиков. В 1904 году вступил в Общество рисовальщиков и юмористов, а в 1911 году стал его почетным президентом.