София (Зофия) Стрыеньска (Zofia Stryjeńska)
1894, Краков — 1976, Женева
1976
Польский живописец, иллюстратор, график, сценограф, дизайнер, яркий представитель направления ар-деко.
София родилась в семье состоятельного краковского торговца и домовладельца Франтишека Любаньского (Стрыеньской она стала, выйдя замуж). Учась в гимназии, она посещала художественную школу, где ее преподавателем был художник Леонард Стройновский. Позднее София поступила в Школу изобразительных искусств для женщин и занималась в классе художницы-педагога Марии Нидзильской. В 1911 году, с отличием окончив художественную школу, она решила углубить профессиональное образование. Поскольку в то время женщин не принимали в высшие учебные заведения, София для поступления в мюнхенскую Академию изящных искусств воспользовалась документами своего брата Тадеуша. С остриженными волосами и в мужском костюме хитроумная девица проучилась целый год, пока ее не разоблачили ее же сокурсники. Спешно оставив академию и первого любовника, танцовщика Александра Сахарова, София вернулась в Краков. Написав цикл «Волшебных сказок», она сама же проиллюстрировала его акварелями, которые потом были куплены прямо на выставке Общества друзей изящных искусств 1912 года меценатом, графом Тышкевичем.
Во время Первой мировой войны иллюстрации Софии к колядкам и рождественским обрядам, как и ее рисунки к песням Польского легиона Юзефа Пилсудского, были выпущены в виде открыток. В 1916 году София вышла замуж за известного художника, архитектора и дизайнера интерьеров и мебели из Закопане Кароля Стрыеньского, с которым прожила трудные, но счастливые десять лет. В 1918 году, будучи беременной, она написала цикл «Славянские боги» для украшения Сенатской башни архитектурного комплекса замка Вавель в Кракове. В 1922 году она присоединилась к группе «Ритм», ориентированной на пластическую традицию. Это вполне соответствовало устремлением Софии, увлеченной поисками национальных корней в искусстве. По настоянию мужа художница в 1925 году включилась в работу над оформлением павильона Польши на Международной выставке декоративного искусства в Париже. На Ар-деко София представила серии картин «Двенадцать месяцев», «Польские обряды», «Славянские боги», а также работы в области декоративно-прикладного искусства. Из Парижа она привезла пять наград: четыре Гран-при в категориях «Архитектурный декор», «Плакат», «Текстиль» и «Книжная иллюстрация», а также поощрительную премию в категории «Игрушка». Кроме того, Стрыеньска была награждена орденом Почетного легиона.
София Стрыеньска
Фрагмент декоративной панели "Двенадцать месяцев"
украшение польского павильона на Парижской выставке декоративно-прикладного искусства 1925
Национальный музей, Варшава
Однако ни широкое признание на родине, ни титул «принцессы польской живописи», которым наградила пресса лауреата выставки 1925 года, не дали Стрыеньской ни достатка, ни спокойствия. Постоянное безденежье, неустроенная жизнь после развода с мужем, неустоявшиеся отношения с детьми — все это сказывалось на ее психическом самочувствии. Между тем она продолжала активно работать: в 1934 году создала декоративные росписи для конференц-зала лайнера «Баторий» и для корабля «Пилсудский», в 1935-м разрабатывала декоративные орнаменты для одного из старейших фарфоровых предприятий в Польше — завода в Чмелове, а в 1938-м — декорации для балета «Харнаси» в Большом театре Варшавы.
Годы оккупации (1939–1944) художница провела в Кракове, работая втайне над проектом создания некоего славянского храма. В начале 1945 года, когда в Краков вошли советские войска и стал устанавливаться прокоммунистический режим, Стрыеньска решила уехать из страны. Последние 30 лет она прожила между Женевой, Парижем и Брюсселем, попеременно гостя у родственников. К концу жизни она практически потеряла зрение.