Леопольд Сюрваж [Штурцваге] (Léopold Survage [Sturzwage])
1879, Лаппенранта (Восточная Финляндия, Российская империя) — 1968, Париж
1968
Французский художник-модернист финского происхождения, живописец, театральный декоратор и график, близкий парижской школе.
Сын владельца фортепьянной фабрики, Леопольд Штурцваге (позднее он изменил фамилию на французский манер и стал Сюрважем) не захотел продолжить семейное дело. В 1901 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал учеником Константина Коровина и Леонида Пастернака.
Собрав то малое, что осталось от состояния разорившегося отца, Леопольд вместе с женой Еленой Монюшко в 1908 году отправился в Париж. В столице тогдашнего модернизма молодой художник взял несколько уроков у Анри Матисса, попрактиковался в Академии Коларосси, а спустя некоторое время уже выставился в Осеннем салоне. К этому времени относится начало его интереса проблемой синтеза цвета и музыкального ритма — проблемой, которая занимала в то время многих художников и музыкантов. Несколько опытов такого рода Сюрваж продемонстрировал в Осеннем салоне 1913 года и в Салоне независимых 1914 года. С легкой руки Гийома Аполлинера художник вошел в круг знакомых баронессы Элен Эттинген, познакомился с художественным критиком Андре Сальмоном, с Пабло Пикассо, Джино Северини, с Робером и Соней Делоне.
Во время Первой мировой войны Сюрваж живет на Лазурном берегу, общается с Амедео Модильяни. Первая персональная выставка художника, состоявшая из 32 работ, прошла в 1917 году в галерее Бонгар. В 1920 году Сюрваж вместе с Глезом, Архипенко, Браком и Маркусси основывает модернистское объединение «Золотое сечение». В 1921 году он участвует в сводной выставке «Мастера кубизма», прошедшей в галерее Effort Moderne, а через год экспонируется у знаменитого дилера и коллекционера Леонса Розенберга. Тогда же в его творчестве обозначилась склонность к современной версии неоклассицизма. С 1922 года Сюрваж начинает сотрудничать с «Русским балетом» Сергея Дягилева: он выполняет декорации и костюмы для оперы-буфф Стравинского «Мавра». С выставки 1927 года в чикагской Chester Johnson Galeries начинается международная известность художника.
В 1930-е годы Сюрваж становится известен как мастер декоративно-прикладного искусства: он работает над гобеленами, делает рисунки для тканей, сотрудничает с домом моды Chanel, занимается убранством церкви в Турку (Финляндия). В 1937 году художник создает серию монументальных панно для Международной выставки в Париже. Его несколько эклектичное творчество этого времени включает в себя элементы кубизма, неоклассицизма и сюрреализма (вероятно, сказалась дружба с Андре Массоном).
В 1950–1960-е годы мастер посвящает себя монументальной живописи. В 1963 году он был удостоен офицерского ордена Почетного легиона.