Луи Вальта (Louis Valtat)
1869, Дьепп — 1952, Шуазель
1952
Французский художник, близкий к фовизму. Писал пейзажи, сцены из современной жизни и натюрморты. Его творчество очень ценил Огюст Ренуар.
Вальта родился в Дьеппе, а с 1881 года жил в Версале. Переехав в Париж, он поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Гюстава Моро [Gustave Moreau] (1887–1891). Одновременно Вальта посещал академию Жюлиана [Academie Julian], где сблизился с художниками группы наби: Морисом Дени, Пьером Боннаром, Эдуаром Вюйаром. Впоследствии Вальта, у которого с наби было немало сходных черт — прежде всего, в характере рисунка с активным использованием контура, — выставлялся вместе с ними в парижской Галерее Дрюэ [Galerie Druet].
Вальта освоил принципы импрессионизма и пуантилизма, был знаком с творчеством Винсента Ван Гога и Поля Гогена. С 1889 года начал выставляться в Салоне Независимых; в 1900 году принял участие в брюссельской выставке «Свободная эстетика» [La Libre Estétique].
Леонтин Йорис
Афиша выставки «Свободная эстетика» в Брюсселе
1900
В 1894–1896 годах Вальта жил на юге Франции, в Коллиуре [Collioure] и Баньюле [Banyuls-sur-Mer], где сблизился с Аристидом Майолем [Aristide Maillol]. Под влиянием Анри де Тулуз-Лотрека, вместе с которым они работали над декорациями к спектаклю Орельена Люнье-По [Aurélien Lugné-Poë] «Глиняная повозка» [Le Chariot de terre cuite] (1895, Театр Творчества, Париж), Вальта начал использовать в своем творчестве темную цветовую гамму («У Максима», 1885–1885, Пти-Пале, Женева), однако уже во второй половине 1890-х годов колорит его работ строился на сопоставлении интенсивных открытых цветов («У лодки», 1899; «Лиловые скалы», 1900), что предвосхищало фовизм.
Луи Вальта
У Максима
1895
Холст, масло. 81 х 60
Пти-Пале, Женева
Однако, хотя в Осеннем салоне 1905 года Вальта восприняли как участника группы фовистов, он не присоединился к Анри Матиссу и художникам его круга, а продолжал развивать собственный стиль, который отличает экспрессивный характер мазка и насыщенность цвета, сообщающие образу внутреннюю динамику («Море в Антеоре», 1907; «Солнце под деревьями», 1908–1809).
Еще в 1899 году Вальта перебрался на Лазурный берег, в Антеор [Anthéor], где построил виллу Рука-ру [Roucas Rou]. В 1900 году маршаном художника стал Амбруаз Воллар. Вальта неоднократно встречался с Огюстом Ренуаром (1900–1905), портрет которого выполнил в технике ксилографии (1904–1905, Музей в Баньолье-сюр-Сез [Bagnols-sur-Ceze]), и навещал в Сен-Тропе [Saint-Tropez] Поля Синьяка (1903, 1904). С 1914 года художник жил попеременно в Париже, в Нормандии (в окрестностях Руана) и в Версале. С 1948 года, полностью потеряв зрение, Вальта был вынужден отказаться от работы.