NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireChronologie1892–1917  1892

Politique et Culture

Дар Третьяковых Москве

В.А.Серов
Портрет Сергея Михайловича Третьякова

25 июля скоропостижно умирает С. М. Третьяков. 31 августа П. М. Третьяков подает заявление в московскую Городскую думу о передаче своего собрания и собрания брата в дар городу. Дума решает принять дар Третьяковых. Благодаря состоящему из работ французских художников собранию С. М. Третьякова в общедоступной галерее национального искусства возникает ядро будущего Музея нового западного искусства.

С 1881 года Фердинанд де Лессепс, знаменитый строитель Суэцского канала, начал прокладку канала, которому предстояло соединить Атлантику и Тихий океан кратчайшим путем. Финансовую основу его предприятия составил, помимо займов, выпуск 600 тысяч акций по тысяче золотых франков каждая. Предвкушая такие же выгоды, как те, что принес уже через 4 года окупивший себя канал Суэца, французы охотно приобретали эти акции.
Однако когда строительство должно было вступить в завершающую фазу, обнаружились колоссальные приписки; для дополнительных денежных вливаний потребовалось содействие французских министров и депутатов. В 1889 году было начато судебное разбирательство, вскрывшее чудовищную коррупцию во французском парламенте наряду с подкупом прессы. Под приговор суда в 1892 году попали отец и сын Лессепсы и не менее знаменитый Гюстав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, сделавшейся впоследствии символом Парижа, а язык обогатился словом «панама», которым отныне стали называть всякое особо крупное мошенничество с участием высших должностных лиц государства. Следствием краха Панамской компании явилось ослабление всей политической системы Франции, которая к тому же была не в состоянии справиться с растущим в обществе сочувствием к анархизму.

Тайный союз России и Франции

В Санкт-Петербурге между Россией и Францией заключена тайная военная конвенция с целью взаимной поддержки в случае нападения на них стран Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия). Создавшаяся в результате такого альянса расстановка сил на европейской политической сцене впоследствии приведет к Первой мировой войне.

С. Ю. Витте — министр финансов

C. Ю. Витте в Портсмуте
1905
© Библиотека Конгресса, Вашингтон

Назначение С. Ю. Витте министром финансов России приводит к важным последствиям. Подготавливаемый в это время и позже, в 1895–1897 годах, свободный обмен кредитных банкнот на золото вел к мощному укреплению позиций рубля и внутри страны, и на международном рынке, к общему улучшению инвестиционного климата. Ни русско-японская война, ни потрясения 1905–1906 годов не поколебали основ денежной реформы. Однако как только с началом Первой мировой войны обмен денег на золото был прекращен, все 629 миллионов золотых рублей исчезли из обращения.

Экономические изменения, проводимые Витте, вели к ускоренному развитию промышленности и, соответственно, к росту благосостояния и возвышению представителей торгово-промышленного капитала, в особенности в Санкт-Петербурге и Москве. С той заметной разницей между ними, что виднейшие московские предприниматели, в значительной части вышедшие из старообрядческой среды с ее особым жизненным укладом, далеким от копирования образа жизни столичной аристократии, отличались большей независимостью как в своей предпринимательской деятельности, так и в культурных предпочтениях. Крепко сбитые, близко связанные друг с другом кланы Морозовых, Щукиных, Боткиных, Третьяковых и еще несколько других, были прямо ориентированы на коллекционирование, что имело важнейшее общественное значение.

Картины импрессионистов у Поля Дюран-Рюэля

В галерее Поля Дюран-Рюэля проходят выставки пейзажей Эдгара Дега и Камиля Писсарро. Годом раньше здесь выставлялись «Стога» Клода Моне, который сейчас начинает серию пейзажей «Руанский собор». Общественное признание, которого добились лидеры импрессионизма – Писсарро, Моне и Огюст Ренуар, в значительной мере достигается благодаря деятельности этого маршана.

Вторая выставка Клода Моне в США

Клод Моне
Руанский собор, западный фасад (фрагмент)
1894
Холст, масло. 100,1 х 65,9
Национальная Галерея, Вашингтон

В бостонском клубе Сент-Ботольф проходит вторая выставка картин Клода Моне. В США появляется все больше живописцев, испытывающих влияние Моне, и собирателей его картин. Успех, в том числе финансовый, позволяет художнику приобрести поместье в Живерни, где его будут навещать друзья-импрессионисты. В феврале Моне отправляется в Руан, чтобы писать прославленный главный собор этого города. Серия картин под названием «Соборы» разрастается до 30 полотен, а работа над ними продолжается почти полтора года.

Поль Сезанн заканчивает серию «Курильщиков»

Известность художника распространяется за пределы Франции: в Брюсселе Жорж Леконт читает лекцию о Поле Сезанне для участников выставки группы «ХХ».

Уехавший во Французскую Полинезию Поль Гоген зачитывается книгой «Путешествие в южные моря», написанной американским консулом на Таити Меренхутом еще в 1835 году (защищая туземцев от миссионеров, он смог тогда сблизиться с ними и вникнуть в их мифологию). Гоген переписывает книгу Меренхута и на ее основе создает мифологизированную панораму таитянского рая, противостоящую современной европейской действительности, в таких картинах, как «Ее звали Вайраумати»; «А, ты ревнуешь?»; «Таитянские пасторали». 

Начало карьеры Амбруаза Воллара

26-летний Амбруаз Воллар снимает две комнаты на седьмом этаже в доме по улице Дез-Апеннен и делает первые шаги на поприще торговли картинами.

Гюстав Моро в Школе изящных искусств

Гюстав Моро
Дата неизвестна
© Bridgeman / Fotodom

Гюстав Моро занимает пост профессора парижской Школы изящных искусств. Его ученики – Жорж Руо, Анри Матисс, Альбер Марке, Анри Манген – спустя десятилетие составят группу фовистов, создадут первое авангардное направление в живописи ХХ века.

Выставки передвижников в России

И. И. Левитан
У омута (фрагмент)
1892
Холст, масло. 150 х 209
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Москве и Санкт-Петербурге проходят две переходящие выставки Товарищества передвижных художественных выставок: 19-я (1891–1892) и 20-я (1892–1893). Показываются такие картины, как «Дождь в дубовом лесу», «В лесу графини Мордвиновой» и «Летний день» И. И. Шишкина, «Тихая обитель», «Ветхий дворик. Плёс» и «У омута» И. И. Левитана, «Объяснение» В. Е. Маковского, «Сибирская красавица» и «Казачка» В. И. Сурикова.



Текст: 
А. Костеневич