Выставка картин Поля Сезанна
Поль Сезанн
Натюрморт с драпировкой
Ок.1894-1895
55х74,5
Государственный Эрмитаж
В июне Амбруаз Воллар устроил показ картин Винсента Ван Гога, а в середине ноября — Поля Сезанна. Эта первая выставка Сезанна включала в себя 150 произведений, которые демонстрировались тремя партиями по 50 работ: галерея Воллара была слишком мала, чтобы вместить все сразу. Любопытно, что сам торговец до того момента никогда не встречал Сезанна, а идею такой выставки воспринял от Огюста Ренуара. Вожди импрессионизма не просто посетили галерею, они провели там немало времени, высоко оценив достижения мастера из Экса: Эдгар Дега, Камиль Писсарро и Ренуар приобрели на выставке по одной картине, а Клод Моне — целых три. Точный состав экспозиции неизвестен (никакого каталога не было), но несомненно, что там был выставлен ряд картин, с наступлением следующего столетия ушедших в Россию, к С. И. Щукину и И. А. Морозову: подавляющее большинство этих полотен попало к московским собирателям именно от Воллара.
Анархизм во Франции
Францию по-прежнему раздирали внутренние противоречия. Хотя волна анархистского террора шла на спад, но в нижних слоях общества имя Франсуа Равашоля упоминалось с сочувствием; оно даже произвело на свет неологизм «ravacholer» со значением 'уничтожить врага'. Посвященную этому террористу песню распевали на мотив революционной «Карманьолы»: «Время придет, час пробьет / Каждый буржуй смерть от бомбы найдет».
«Всеобщая конфедерация труда»
Впервые после парижской Коммуны во Франции организованно выступил городской пролетариат: было создано профсоюзное объединение «Всеобщая конфедерация труда».
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
Члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»
Сидят, слева направо: В.В.Старков, Г.М.Кржижановский, В.И.Ленин, Ю.О.Мартов; стоят: А.Л.Малченко, П.К.Запорожец, А.А.Ванеев.
1897
В Санкт-Петербурге сформирована нелегальная политическая группа «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Большинство ее членов было арестовано.
Россия подписала с Великобританией договор об установлении своей южной границы на Памире по реке Пяндж — рубеж наибольшего распространения владений Российской империи в Средней Азии.
Оренбургские казаки с верблюдами в Средней Азия
Вторая половина XIX века
Установлен протекторат Франции над Мадагаскаром.
А. П. Чехов написал «Три года», «Анну на шее», другие повести и рассказы.
Первый публичный киносеанс
Афиша киносеансов братьев Люмьер
1895
Братья Люмьер провели первый публичный кинопоказ короткометражных фильмов. Сам Луи Люмьер видел в своем открытии всего лишь «научный курьез», не сознавая, какие творческие перспективы оно обещает. Первые киносеансы прошли и в России.
Изобретение радио
А. С. Попов
Начало ХХ века
А. С. Попов выступил с докладом на собрании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербургском университете, где продемонстрировал созданный им прибор для передачи радиосигналов на расстояние.
«Материя и память» Анри Бергсона
Анри Бергсон
Ок. 1905
В своей книге «Материя и память» французский философ Анри Бергсон рассматривал несколько важнейших проблем человеческого сознания: реализм и идеализм, природа аффективности, формы памяти, общая идея и память, образы-воспоминания. Исследования Бергсона впоследствии были высоко оценены многими авангардистами, в частности Анри Матиссом.
Борьба за коллекцию Гюстава Кайботта
Чиновники из Департамента изящных искусств и дирекции Люксембургского музея отказались от половины коллекции Гюстава Кайботта, завещанной государству. Неприятие адептов официального искусства вызвали картины вождей импрессионизма Клода Моне и Камиля Писсарро. Государство отвергло, в частности, восемь полотен Моне из шестнадцати и одиннадцать работ Писсарро из восемнадцати. Огюст Ренуар и Марсиаль Кайботт, брат Гюстава, пытались опротестовать это решение.
Аукцион картин Поля Гогена
Поль Гоген
Две сестры (Piti Tiena)
1892
Холст, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург
Друзья Поля Гогена организовали аукцион его картин, однако большинство их не было продано. В числе исключений – картина «Две сестры», хранящаяся ныне в Государственном Эрмитаже (бывшее собрание Отто Кребса).
Отплытие Поля Гогена в Океанию
Поль Гоген снова отправился в Океанию, откуда уже больше не вернулся. Отплыв из Марселя 3 июля и совершив остановки в Австралии и Новой Зеландии, он прибыл на Таити только через два с лишним месяца. Гоген нанял туземцев для постройки хижины из бамбука с крышей из пальмовых листьев и послал за своей «вахине» (женой) Техаманой. Однако та успела во время отсутствия Гогена выйти замуж за таитянского юношу и навсегда покинула художника.
Поездка Клода Моне в Норвегию
Клод Моне
Гора Колсаас в Норвегии (фрагмент)
1895
Холст, масло. 65,5 х 100
Музей Орсэ, Париж
Клод Моне
Гора Колсаас во время снежного шторма (фрагмент)
1895
Холст, масло. 65 х 100
Частная коллекция, Швейцария
© AKG Images / East News
В начале марта Клод Моне отложил свою выставку в галерее Поля Дюран-Рюэля, чтобы выкроить время для поездки в Норвегию. Оттуда он привез группу удивительных белых, заснеженных пейзажей, которые были показаны в мае в рамках большой экспозиции, состоящей из полусотни произведений. Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн и Огюст Ренуар были поражены виртуозной живописной техникой Моне.
Покупки картин Эдгаром Дега
Эдгар Дега сообщил Полю Дюран-Рюэлю, что купил за тысячу франков восемь работ Поля Гогена на его распродаже. В конце года он приобрел также произведения Винсента Ван Гога и Поля Сезанна. Показывая своему молодому другу Даниэлю Алеви ряд недавно приобретенных им картин Эжена Делакруа, Ван Гога и Сезанна, Дега говорил: «Я покупаю, покупаю, не могу остановиться».
Кризис передвижничества
В России художественный мир пребывал в относительном затишье. Товарищество передвижников испытывало кризис смены поколений, из которого так и не сумело выйти окончательно. Выросшее в борьбе с казенно-идеалистическим академизмом 1860-х годов, теперь оно само все более превращалось в академизм нового, запаздывающего «реалистического» толка и теряло влияние. Реорганизация Императорской Академии художеств, начатая в 1891 году и сделавшая профессорами и действительными членами этой институции В. Е. Маковского, В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, лишь несколько укрепила их персональный статус, но не могла существенно повлиять на общую тенденцию ослабления передвижнического реализма.
Текст:
А. Костеневич