Французская художественная выставка
Франсуа Фламенг
Прием в Мальмезоне в 1802
1896
Дерево, масло. 106 х 139
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Значительным событием года стала Французская художественная выставка в Санкт-Петербурге и Москве. Николай II купил там для Белой гостиной императрицы Александры Федоровны картину одного из мэтров салонной живописи Франсуа Фламенга «Прием в Мальмезоне в 1802 году» – групповую портретную композицию, в жанровом ключе изображающую развлечения двора Наполеона Бонапарта. В том же году русский император приобрел еще две работы из Наполеоновской серии Фламенга.
С сегодняшней точки зрения, наиболее интересная часть Французской выставки была представлена парижской галереей Бернхейм. Она состояла из произведений Эдгара Дега, Клода Моне, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Пюви де Шаванна, впервые показывавшихся в России. Картина Моне «Стог сена» (1891, сейчас находится в музее Кунстхауз, Цюрих) произвела тогда очень сильное впечатление на В. В. Кандинского, укрепив его решимость всецело посвятить себя живописи, а не продолжать изучение юридических дисциплин.
В давке, возникшей на Ходынском поле в Москве во время народных гуляний по случаю коронации Николая II, погибло 1389 человек
Народные гуляния на Ходынском поле незадолго до начала давки
18 мая 1896
Россия заключила с Китаем оборонительный союз против Японии
Подписано российско-китайское соглашение о строительстве Китайской восточной железной дороги (КВЖД)
Франция захватила Мадагаскар
Ужин, организованный президентом Французской республики Феликсом Фором в честь генерала Дюшена, победителя Мадагаскарской кампании
Иллюстрация из газеты Le Petit Journal
8 марта 1896
Великобритания и Франция договорились о разделе сфер влияния в Индокитае
Л. Н. Толстой написал повесть «Хаджи-Мурат» — последнее свое значительное произведение, которое будет опубликовано лишь после смерти писателя, в 1912 году
Г. И. Грачёв
Хаджи-Мурат
1886
гравюра с литографии 1851 года
Опубликована и поставлена на театральной сцене комедия А. П. Чехова «Чайка»
В Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде прошли первые киносеансы
В Париже поставлена гротескная кукольная драма «Юбю Король», написанная в 1894 году и приобретшая уже в ХХ веке большую популярность у лидеров театрального авангарда
Афиша пьесы «Убю Король»
1896
© Rue des Archives / Vostock Photo
Три пейзажа Клода Моне включены в Первую международную выставку в Институте Карнеги в Питсбурге
Национальная галерея в Берлине приобрела картину Клода Моне «Ветей»
Клод Моне
Ветей (фрагмент)
1880
Холст, масло. 60 х 100
Национальная галерея, Берлин
Амбруаз Воллар и Поль Сезанн
Весной Амбруаз Воллар отправился в Экс-ан-Прованс, чтобы впервые встретиться там с Полем Сезанном. Он купил ряд картин художника у различных обитателей Экса.
В июне Амбруаз Воллар организовал в своей галерее выставку «Живописцы-граверы», в ноябре выставку картин Поля Гогена, а в декабре — Винсента Ван Гога
В начале года Поль Дюран-Рюэль организовал в своей галерее первую выставку картин Пьера Боннара
Поль Гоген на Таити
В начале января Поль Гоген взял к себе в недавно отстроенный дом новую «вахине», юную Пахуру. Он так отчаянно нуждался в деньгах, что, когда попал в больницу, был обозначен в списке пациентов как неимущий. Гогена мучили жестокие боли в ноге, вынуждавшие его принимать морфий. В августе он получил заказ от адвоката Гупиля на портрет его дочери, которой давал уроки рисунка, но в октябре потерял это место работы. В начале декабря у Пахуры родилась дочь, которая через несколько дней умерла.
В Нижнем Новгороде прошла Всероссийская художественно-промышленная выставка
Павильон «Крайний Север» на Всероссийской промышленно- художественной выставке в Нижнем Новгороде
1896
М.А.Врубель
Принцесса Греза
1896
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Для павильона «Крайний Север» С. И. Мамонтов по договоренности с С. Ю. Витте, руководившим организацией выставки, заказал К. А. Коровину и другим художникам серию больших декоративных панно. Два из них, изображающих былинного героя Микулу Селяниновича и Принцессу Грезу (на сюжет драмы Эдмона Ростана), исполнил М. А. Врубель. Жюри Академии художеств отвергло эти работы, но Мамонтов купил их сам для Оперного театра С. И. Зимина. Оканчивали панно – с согласия Врубеля – В. Д. Поленов и К. А. Коровин.
Произведения В. А. Серова впервые экспонировались на международной выставке мюнхенского Сецессиона
Текст:
А. Костеневич
И. И. Щукин и французские импрессионисты
Поль Сезанн
Натюрморт с хлебом и яйцами (фрагмент)
1865
Холст, масло. 59,2 х 76,2
Художественный музей Цинциннати, Цинциннати
Младший из братьев-собирателей Щукиных Иван первым среди русских любителей искусства начинает собирать живопись французских импрессионистов. Перебравшись на жительство в Париж, он сводит знакомство с рядом выдающихся художников (в мюнхенской Новой Пинакотеке хранится картина Эдгара Дега с дарственной надписью Ивану Щукину). В ноябре 1896 года И. И. Щукин приобретает в Галерее Амбруаза Воллара две картины Дега за 2500 франков. Однако что это были за работы, сказать невозможно: впоследствии вся коллекция новой живописи была собирателем распродана. Известно, что ему принадлежали два приобретеных у Воллара редких ранних холста Поля Сезанна: «Черный натюрморт. Хлеб, яйца и салфетка» (1865, Художественный музей, Цинциннати) и «Натюрморт с зеленым горшком и оловянным чайником» (1867–1869, Музей Орсэ, Париж), – причем за первую картину И. И. Щукин уплатил выскоую для живописи Сезанна цену в 1000 франков. Было у него в собрании также несколько небольших картин Эдуара Вюйара.
Текст:
А. Костеневич