NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияХронология1892–1917  1896

Политика и культура

Французская художественная выставка

Франсуа Фламенг
Прием в Мальмезоне в 1802
1896
Дерево, масло. 106 х 139
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Значительным событием года стала Французская художественная выставка в Санкт-Петербурге и Москве. Николай II купил там для Белой гостиной императрицы Александры Федоровны картину одного из мэтров салонной живописи Франсуа Фламенга «Прием в Мальмезоне в 1802 году» – групповую портретную композицию, в жанровом ключе изображающую развлечения двора Наполеона Бонапарта. В том же году русский император приобрел еще две работы из Наполеоновской серии Фламенга.
С сегодняшней точки зрения, наиболее интересная часть Французской выставки была представлена парижской галереей Бернхейм. Она состояла из произведений Эдгара Дега, Клода Моне, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Пюви де Шаванна, впервые показывавшихся в России. Картина Моне «Стог сена» (1891, сейчас находится в музее Кунстхауз, Цюрих) произвела тогда очень сильное впечатление на В. В. Кандинского, укрепив его решимость всецело посвятить себя живописи, а не продолжать изучение юридических дисциплин.

В давке, возникшей на Ходынском поле в Москве во время народных гуляний по случаю коронации Николая II, погибло 1389 человек

Народные гуляния на Ходынском поле незадолго до начала давки
18 мая 1896

Россия заключила с Китаем оборонительный союз против Японии

Подписано российско-китайское соглашение о строительстве Китайской восточной железной дороги (КВЖД)

Франция захватила Мадагаскар

Ужин, организованный президентом Французской республики Феликсом Фором в честь генерала Дюшена, победителя Мадагаскарской кампании
Иллюстрация из газеты Le Petit Journal
8 марта 1896

Великобритания и Франция договорились о разделе сфер влияния в Индокитае

Л. Н. Толстой написал повесть «Хаджи-Мурат» — последнее свое значительное произведение, которое будет опубликовано лишь после смерти писателя, в 1912 году

Г. И. Грачёв
Хаджи-Мурат
1886
гравюра с литографии 1851 года

Опубликована и поставлена на театральной сцене комедия А. П. Чехова «Чайка»

В Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде прошли первые киносеансы

В Париже поставлена гротескная кукольная драма «Юбю Король», написанная в 1894 году и приобретшая уже в ХХ веке большую популярность у лидеров театрального авангарда

Афиша пьесы «Убю Король»
1896
© Rue des Archives / Vostock Photo

Три пейзажа Клода Моне включены в Первую международную выставку в Институте Карнеги в Питсбурге

Национальная галерея в Берлине приобрела картину Клода Моне «Ветей»

Клод Моне
Ветей (фрагмент)
1880
Холст, масло. 60 х 100
Национальная галерея, Берлин

Амбруаз Воллар и Поль Сезанн

Весной Амбруаз Воллар отправился в Экс-ан-Прованс, чтобы впервые встретиться там с Полем Сезанном. Он купил ряд картин художника у различных обитателей Экса.

В июне Амбруаз Воллар организовал в своей галерее выставку «Живописцы-граверы», в ноябре выставку картин Поля Гогена, а в декабре — Винсента Ван Гога

В начале года Поль Дюран-Рюэль организовал в своей галерее первую выставку картин Пьера Боннара

Поль Гоген на Таити

В начале января Поль Гоген взял к себе в недавно отстроенный дом новую «вахине», юную Пахуру. Он так отчаянно нуждался в деньгах, что, когда попал в больницу, был обозначен в списке пациентов как неимущий. Гогена мучили жестокие боли в ноге, вынуждавшие его принимать морфий. В августе он получил заказ от адвоката Гупиля на портрет его дочери, которой давал уроки рисунка, но в октябре потерял это место работы. В начале декабря у Пахуры родилась дочь, которая через несколько дней умерла.

Для павильона «Крайний Север» С. И. Мамонтов по договоренности с С. Ю. Витте, руководившим организацией выставки, заказал К. А. Коровину и другим художникам серию больших декоративных панно. Два из них, изображающих былинного героя Микулу Селяниновича и Принцессу Грезу (на сюжет драмы Эдмона Ростана), исполнил М. А. Врубель. Жюри Академии художеств отвергло эти работы, но Мамонтов купил их сам для Оперного театра С. И. Зимина. Оканчивали панно – с согласия Врубеля – В. Д. Поленов и К. А. Коровин.

Произведения В. А. Серова впервые экспонировались на международной выставке мюнхенского Сецессиона



Текст: 
А. Костеневич