
Российский золотой стандарт
Золотая монета достоинством в 15 рублей
1897
По инициативе С. Ю. Витте в России окончательно установлен золотой паритет рубля и введено золотое денежное обращение
Между Россией и Австро-Венгрией заключен договор о сохранении статус-кво на Балканах
В России создан Всеобщий еврейский рабочий союз (Бунд)

Произведена первая всеобщая перепись населения Российской империи (за исключением Финляндии), общая численность которого составила 126 миллионов человек
Переписной лист, использовавшийся при первой всеобщей переписи населения в Российской империи
1897

Последствия дела Альфреда Дрейфуса
Альфред Дрейфус в тюрьме
Первая полоса газеты Le Petit Journal
Выпуск 20 августа1895

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко договорились об основании Московского Художественного театра, первый должен был выступать в качестве директора-режиссера, второй — директора-распорядителя
Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко
1928
© РИА Новости

«Что такое искусство?» Л. Н. Толстого
Н.Н.Ге
Портрет Льва Николаевича Толстого (фрагмент)
1884
Холст, масло. 95 х 71,2
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В своем трактате «Что такое искусство?» Л. Н. Толстой, разделяя искусство на плохое и хорошее, указал, что последнее должно порождать чувство всеобщего братства и основываться на эмоциональных связях между художником и теми, к кому он обращается. Представителями искусства совсем иного рода были названы Рихард Вагнер и Людвиг ван Бетховен. Со всей силой Толстой обрушился на импрессионизм и другие формы художественного выражения, обозначенные им как декадентство.

«Упадок или возрождение?» И. Э. Грабаря
Ф. А. Малявин
Портрет Художника Игоря Эммануиловича Грабаря (фрагмент)
1895
Холст, масло. 131 х 63
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В приложении к журналу «Нива» вышла статья молодого художника и историка искусства И. Э. Грабаря «Упадок или возрождение?», анализирующая состояние современного искусства на западе. Важнейшее искусствоведческое положение этого и других выступлений Грабаря состояло в отрицании «фотографического реализма». Несколько позже художник в своих собственных произведениях продемонстрировал технику, основанную на достижениях Клода Моне и дивизионистов, позволив Абраму Эфроса назвать его «метеоритом импрессионизма, упавшим в нашу живопись».
М. А. Морозов и С. И. Щукин начали регулярно приезжать в Париж ради приобретения произведений французской живописи
Картины Клода Моне были показаны на международных выставках в Венеции и Дрездене
Компромисс с коллекцией Гюстава Кайботта
В феврале состоялся публичный просмотр коллекции Гюстава Кайботта в Люксембургском музее, где впервые, вопреки мнению руководителей Салона и Академии художеств, общественности была широко показана живопись импрессионистов. Этому показу предшествовала длительная борьба Клода Моне, Огюста Ренуара и других импрессионистов с консервативно настроенными заправилами Салона и дирекцией музея. Достигнутый компромисс позволил наконец выставить многие шедевры импрессионизма, но значительная часть собрания Кайботта, предназначенная завещанием этого художника стать достоянием нации, была отвергнута и позднее распродана. Повезло лишь одному Эдгару Дега: все семь его пастелей были приняты специально созданным комитетом в «Люксембург». Из четырех работ Эдуарда Мане отвергнуты были две, такой же пропорции удостоился Поль Сезанн. Из шестнадцати полотен Моне приняли лишь восемь, из восемнадцати Камиля Писсарро – семь, из девяти Альфреда Сислея – пять. И тем не менее консервативно настроенные художники и их поклонники негодовали оттого, что им не удалось поставить абсолютно глухой заслон новому искусству.

В галерее Амбруаза Воллара прошла выставка художников группы «Наби» (Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуар Вюйар и др.)
Художники группы «Наби» Кер-Ксавье Руссель, Эдуар Вюйар и Феликс Валлатон с писателем Romain Coolus
Текст:
А. Костеневич




С. И. Щукин обращается к французской живописи
Жан Луи Форен
Скачки
Конец 1880-х
Холст, масло. 37,8 x 45,2
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Жан Луи Форен
Выход из маскарада
Конец 1880-х
Холст, масло. 21 x 15,2
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Люсьен Симон
Судовщики
Ок. 1897
Холст, масло. 122,5 х 185,5 (в свету)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Шарль Котте
Вид Венеции с моря
Ок.1896
Холст, масло. 4,8 х 82,2
Государственный Эрмитаж
Возможно, в 1897 году С. И. Щукин приобрел картины Жана-Луи Форена («Скачки», 1880-е, «Выход из маскарада», 1880-е), Люсьена Симона («Судовщики», 1897) и Шарля Котте («Виды Венеции», ок. 1896), хотя документальные данные отсутствуют, и указанные произведения могли появиться в Москве год или немногим больше спустя. Все эти приобретения имели компромиссный характер. Картины Форена были подражаниями Эдуарду Мане и Эдгару Дега, лишенными творческой смелости этих мастеров, но сдобренными слегка комической занимательностью. Произведения Симона и Котте привлекли Щукина своей тематической близостью к живописи русских передвижников. Большое полотно «Судовщики» изображает бурлаков, но без репинской обстоятельности, более «смело» и современно, но на самом деле поверхностно; неслучайно со временем Щукин перестанет включать эту картину в свои развески. Венецианские виды Котте несомненно напомнили начинающему собирателю западной живописи такие популярные в Москве в 1890-е годы картины, как «Притихло» (1890, ГРМ) Н. Н. Дубовского, — с поправкой на все же большие талант и мастерство Котте.

Николай Дубовской
Притихло
1890
Холст, масло. 76,5 х 128
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Через четверть века Я. А. Тугендхольд, близко стоявший к собирателю в 1910-е годы, писал: «Первыми приобретениями Щукина в конце 90-х годов были пейзажи Таулоу и Патерсона, Котте и Симона и “Испанки” Сулоаги – искусство золотой середины, стоящее в стороне от великого и бурного русла современности».
Текст:
А. Костеневич