Русский музей
Открытка с изображением Русского музея в Санкт-Петербурге
Конец XIX века
Н. Г. Шильдер
Портрет Александра III
Конец XIX века
Холст, масло 89х75 см
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.
В год смерти П. М. Третьякова в Санкт-Петербурге открылся Русский музей императора Александра III. Быстро набирая силу, он наряду с Третьяковской галереей делается величайшим национальным собранием произведений искусства.
Мир искусства
Афиша «Выставка русских и финляндских художников»
1898
Б. М. Кустодиев
Групповой портрет художников объединения «Мир искусства» (фрагмент)
1916-1920
Холст, масло. 52 х 89
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Важным явлением российской культуры рубежа веков стало возникновение в столице художественного объединения «Мир искусства» во главе с С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа. Петербургские мирискусники стремятся к обновлению творческой жизни страны и выступают за такие эстетические установки, которые способствуют сближению русского искусства с последними художественными течениями во Франции и на всем европейском континенте. Социальный критицизм передвижников кажется теперь устарелым занятием. Началом возникновения «Мира искусства» становится организованная Дягилевым «Выставка русских и финляндских художников» в залах Музея барона Штиглица, в которой принимают участие М. А. Врубель, Бенуа, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, И. И. Левитан, А. П. Рябушкин, А. М. Васнецов, В. А. Серов и др.
Журнал «Мир искусства»
М.К.Тенишева позирует скульптору П.П.Трубецкому
1898
Репин И. Е.
Портрет Саввы Мамонтова (фрагмент)
1880
Холст, масло. 93 x 56.7
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва
Огромное значение для русской культуры имело появление субсидировавшегося С. И. Мамонтовым и княгиней М. К. Тенишевой журнала «Мир искусства» (выходил до 1904 года). Таких изданий, как этот литературно-художественный иллюстрированный журнал, Россия прежде не знала. То был очевидный переход к качественно иным оформительским параметрам и более высокому уровню искусствознания. Первый номер журнала посвящен творчеству Эдгара Дега, Гюстава Моро, Обри Бердслея и Джеймса Уистлера.
В Мариинском театре Санкт-Петербурга прошла премьера балета А. К. Глазунова на тему рыцарской любви «Раймонда»
Пьерина Леньяни в партии Раймонды в одноименном балете К. Глазунова
1898
В Московском Художественном театре с большим успехом состоялась премьера чеховской «Чайки»
Афиша премьеры «Чайки» в МХТ
17 декабря 1898
А. П. Чехов написал рассказы «Ионыч», «Человек в футляре» и др.
Эдмон Ростан закончил стихотворную комедию «Сирано де Бержерак»
Эдмон Ростан в мундире Французской Академии
1905
Смерть Гюстава Моро
Анри Матисс
Подсолнечники в вазе
1898
46 х 37,8
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Корсиканский пейзаж (Оливы)
1898
Холст, масло. 38 х 46
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
После смерти Гюстава Моро судьба его учеников Анри Матисса, Жоржа Руо, Альбера Марке и других складывается по-разному. Матисс испытывает воздействие импрессионистов и Винсента Ван Гога («Подсолнечники в вазе», Государственный Эрмитаж; «Корсиканский пейзаж. Оливы», ГМИИ), а любимец Моро Жорж Руо находится в кризисе и пишет мало.
В галерее Амбруаза Воллара прошла вторая выставка Поля Сезанна с изданием каталога-листовки
В галерее Жоржа Пти состоялась персональная выставка Клода Моне (61 картина), включающая пейзажи Норвегии, Пурвиля и серию «Утро на Сене»
Эмиль Золя направил открытое письмо президенту Французской республики в защиту Альфреда Дрейфуса
Открытое письмо Эмиля Золя «Я обвиняю», напечатанное в газете L’Aurore
13 января 1898
Текст:
А. Костеневич
Первые покупки братьями Щукиными картин импрессионистов
Весной Сергей Иванович и Петр Иванович Щукины покупают в галерее Поля Дюран-Рюэля, куда их, по всей вероятности, привел младший брат Иван, картины Камиля Писсарро. Петр выбрал «Площадь Французского театра» (Государственный Эрмитаж; цена была 4 000 руб., следовательно, 15 200 фр., 1 франк = 38 копеек). Сергей остановился на «Оперном проезде. Эффект снега. Утро».
Самой дорогой покупкой стала тогда картина Альфреда Сислея «Вильнев-ла-Гаренн», называвшаяся тогда «Деревней на берегу Сены», – Петру Ивановичу пришлось уплатить 6 000 рублей.
Еще дороже вышла ему пастель Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» – 14 000 рублей. Эту картину, высмотренную у Дюран-Рюэля, он никогда не показывал публике: она предназначалась исключительно для личных апартаментов.
Такая же судьба была уготована «Обнаженной» Огюста Ренуара, вызвавшей скандал на Второй выставке импрессионистов. Заполучить эту «прекрасную Анну» (так звали натурщицу) помог брату Сергей Щукин. Он писал: «Согласно твоему желанию я был у Дюран-Рюэля, чтобы спросить о цене нагой женщины... Дюран-Рюэль объявил сначала, что эта вещь – одна из лучших картин Ренуара, что совершенно справедливо... Цена ей 15 000 рублей. Меньше он не согласен».
Альфред Сислей
Городок Вильнев-ла-Гаренн (Деревня на берегу Сены)
1872
Холст, масло. 59,2 х 80,5
Государственный Эрмитаж
Эдгар Дега
Причесывающаяся женщина
1884
Картон, пастель. 53 х 52
Государственный Эрмитаж
Пьер Огюст Ренуар
Обнаженная
1876
Холст, масло. 92х73
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Сергей Щукин в Париже
Поначалу Сергею Ивановичу Щукину, сменившему ориентиры и распрощавшемуся с русскими передвижниками ради западных провозвестников новых горизонтов, было нелегко ориентироваться в парижской обстановке. Он не сразу угадывает, куда ведет магистральный путь французского искусства и соблазняется стандартными эффектами лунного света или туманностью второразрядного символизма у ныне забытых Шарля Гийу и Фернана Маглена. Но он быстро учится.
Собственная деловая хватка подсказывает ему, как важно всегда опираться на наиболее сведущих знатоков, которых он находит в Поле Дюран-Рюэле и – немного позже – в Амбруазе Волларе.
В ноябре Иван Щукин резервирует у Дюран-Рюэля для старшего брата Сергея «Скалы в Бель-Иль» Клода Моне. Сам Дюран-Рюэль в это время отправляется в Живерни, где покупает у Клода Моне восемь холстов из серии «Руанский собор». Не исключено, что в этой группе находился и тот «Собор», который четырьмя годами позже купит у маршана Сергей Щукин.
Клод Моне
Скалы в Бель-Иль
1886
Холст, масло. 65,3 х 81,2
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Клод Моне
Руанский собор вечером
1894
Холст, масло. 100,2 х 65,3
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Михаил Морозов как первый русский ценитель живописи Поля Гогена
С братьями Щукиными начинает соперничать Михаил Абрамович Морозов. Он значительно моложе, но действует смело и эффективно. Исключительных достоинств исполнена приобретенная им пастель Эдгара Дега «Вытирающаяся женщина. Туалет» — картина, важная также и в историческом смысле: она участвовала в последней выставке импрессионистов 1886 года.
В марте 1898 года Амбруаз Воллар получает с Таити новую партию картин Поля Гогена. Спроса на них фактически не было, поэтому оказавшийся в галерее маршана Михаил Морозов имел фантастические возможности для выбора.
Он выбрал «Пейзаж с двумя козами», за который Воллар установил цену всего в 500 франков: видимо, потому, что картина была далеко не самой привлекательной — темной, плохо читающейся. Однако такая живопись вполне могла импонировать символистским наклонностям сумеречной эпохи. Разве Сергей Щукин не покупал темно-коричневые картины Эжена Каррьера? Вдобавок этот холст заключал в себе какую-то загадку: начертанное на нем таитянское название «Tarari maruru» так никогда и не удалось удовлетворительно перевести.
Эдгар Дега
Вытирающаяся женщина
1884
Бумага, пастель. 49,5 х 50 см
Государственный Эрмитаж
Поль Гоген
Tarari maruru. Пейзаж с двумя козами (Таитянский пейзаж)
1897
95,5 х 73
Государственный Эрмитаж
Собиратель Илья Остроухов
Эдуард Мане
Портрет Антонена Пруста
1877–1880
Холст, масло. 54 × 65
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
На художественной сцене в 1898 году появился и еще один русский собиратель – Илья Семенович Остроухов, который купил для себя у С. И. Щукина «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане.
Текст:
А. Костеневич