NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireChronologie1892–1917  1898

Politique et Culture

В год смерти П. М. Третьякова в Санкт-Петербурге открылся Русский музей императора Александра III. Быстро набирая силу, он наряду с Третьяковской галереей делается величайшим национальным собранием произведений искусства.

Важным явлением российской культуры рубежа веков стало возникновение в столице художественного объединения «Мир искусства» во главе с С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа. Петербургские мирискусники стремятся к обновлению творческой жизни страны и выступают за такие эстетические установки, которые способствуют сближению русского искусства с последними художественными течениями во Франции и на всем европейском континенте. Социальный критицизм передвижников кажется теперь устарелым занятием. Началом возникновения «Мира искусства» становится организованная Дягилевым «Выставка русских и финляндских художников» в залах Музея барона Штиглица, в которой принимают участие М. А. Врубель, Бенуа, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, И. И. Левитан, А. П. Рябушкин, А. М. Васнецов, В. А. Серов и др.

Огромное значение для русской культуры имело появление субсидировавшегося С. И. Мамонтовым и княгиней М. К. Тенишевой журнала «Мир искусства» (выходил до 1904 года). Таких изданий, как этот литературно-художественный иллюстрированный журнал, Россия прежде не знала. То был очевидный переход к качественно иным оформительским параметрам и более высокому уровню искусствознания. Первый номер журнала посвящен творчеству Эдгара Дега, Гюстава Моро, Обри Бердслея и Джеймса Уистлера.

В Мариинском театре Санкт-Петербурга прошла премьера балета А. К. Глазунова на тему рыцарской любви «Раймонда»

Пьерина Леньяни в партии Раймонды в одноименном балете К. Глазунова
1898

В Московском Художественном театре с большим успехом состоялась премьера чеховской «Чайки»

Афиша премьеры «Чайки» в МХТ
17 декабря 1898

А. П. Чехов написал рассказы «Ионыч», «Человек в футляре» и др.

Эдмон Ростан закончил стихотворную комедию «Сирано де Бержерак»

Эдмон Ростан в мундире Французской Академии
1905

После смерти Гюстава Моро судьба его учеников Анри Матисса, Жоржа Руо, Альбера Марке и других складывается по-разному. Матисс испытывает воздействие импрессионистов и Винсента Ван Гога («Подсолнечники в вазе», Государственный Эрмитаж; «Корсиканский пейзаж. Оливы», ГМИИ), а любимец Моро Жорж Руо находится в кризисе и пишет мало.

В галерее Амбруаза Воллара прошла вторая выставка Поля Сезанна с изданием каталога-листовки

В галерее Жоржа Пти состоялась персональная выставка Клода Моне (61 картина), включающая пейзажи Норвегии, Пурвиля и серию «Утро на Сене»

Эмиль Золя направил открытое письмо президенту Французской республики в защиту Альфреда Дрейфуса

Открытое письмо Эмиля Золя «Я обвиняю», напечатанное в газете L’Aurore
13 января 1898 



Текст: 
А. Костеневич