Первая мирная конференция
Участники Первой мирной конференции в Гааге
1899
По инициативе России в Гааге созвана Первая мирная конференция. На ней была принята Конвенция о мирном разрешении международных споров, о правилах ведения сухопутной войны.
Россия и Финляндия
Эдвард Исто
Аттака
1899
Холст, масло.
Национальный музей Финляндии, Хельсинки
Картина символизирует финское сопротивление русификации.
В Финляндии отменена конституция. Проводится русификаторская политика, идущая вразрез с интересами местного населения.
Земельный вопрос
Острота земельного вопроса в России не спадает: принят закон о временно-заповедных имениях, направленный на поддержку помещичьего землевладения.
П. П. Семенов-Тян-Шанский начал издание своего 19-томного труда «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (выходил до 1914 года).
П. П. Семенов-Тян-Шанский, русский географ, ботаник и государственный деятель
Дата неизвестна
Во Франции Луи Рено основал автомобильный комплекс «Рено».
Луи Рено на сконструированном им автомобиле участвует в гонке Париж-Рамбуйе
1899
Московский художественный театр поставил пьесу А. П. Чехова «Дядя Ваня».
Сцена из спектакля «Дядя Ваня» в МХТ по пьесе Антона Чехова
1899
Сцена из спектакля «Дядя Ваня» в МХТ по пьесе Антона Чехова
1899
Умер Альфред Сислей.
Поль Синьяк опубликовал книгу «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (русский перевод появится в 1913 году).
Собрание Виктора Шоке
Поль Сезанн
Пьеро и Арлекин
1888-1890
Холст, масло. 101,5 x 80,5
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поль Сезанн
Букет цветов в вазе
Ок. 1877
Холст, масло. 55,5 х 46,2
Государственный Эрмитаж
В октябре Клод Моне сообщил Полю Дюран-Рюэлю, что начал писать виды Темзы из окна лондонской гостиницы.
А. Н. Бенуа напечатал в журнале «Мир искусства» статью «Об импрессионизме».
С. П. Дягилев начал работу в дирекции Императорских театров России.
В январе в залах Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге открылась «Французская художественная и художественно-промышленная выставка», представляющая главным образом салонно-академическое искусство.
«Международная художественная выставка»
Музей барона Штиглица в Санкт-Петербурге
Конец XIX – начало XX вв.
В феврале в петербургском Музее барона Штиглица прошла «Международная художественная выставка» – первый из серии показов произведений искусства, организованных С. П. Дягилевым и журналом «Мир искусства». Всего было представлено 322 работы от 41 участника из России, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Великобритании и скандинавских стран. Экспонировались произведения Эдгара Дега, Гюстава Моро, Джеймса Уистлера, Арнольда Бёклина, И. Э. Репина, А. Н. Бенуа, Л. Н. Бакста, Ф. А. Малявина. На эту выставку С. И. Щукин дал две картины Жан-Луи Форена из своего собрания: «Фойе театра» и «Скачки».
В Санкт-Петербурге практически незамеченной прошла выставка одиннадцати полотен Клода Моне.
И. А. Морозов купил у вдовы своего дяди особняк на Пречистенке, где скоро разместится его коллекция, а впоследствии – Музей нового западного искусства.
Особняк Морозова на Пречистенке, будущий Музей нового западного искусства
Начало XX в.
Текст:
А. Костеневич
Приобретения П. И. Щукина
Эдгар Дега
Причесывающаяся женщина
1884
Картон, пастель. 53 х 52 см
Государственный Эрмитаж
Морис Дени
Фигуры в весеннем пейзаже / Священная роща (Весенний пейзаж с фигурами)
1897
160,3 х 180,5
Государственный Эрмитаж
П. И. Щукин приобретает в галерее Амбруаза Воллара (за 1900 франков) картину Мориса Дени «Весенний пейзаж с фигурами (Священная роща)», за которую сам маршан несколькими месяцами ранее заплатил художнику 1000 франков. Как и «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега, пришедшая годом раньше, этот большой холст не предназначался для посторонних глаз, а украшал личные покои старого холостяка. Даже самому Морису Дени, когда тот через несколько лет приехал в Москву, не было позволено взглянуть на собственную работу. Приобретения П. И. Щукина затмевают остальные русские покупки того года.
Клод Моне
Дама в саду
1867
Холст, масло. 50 х 65,2
Государственный Эрмитаж
Клод Моне
Скалы в Этрета
1885-1886
Холст, масло. 65,5 х 81
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Существенно, что вслед за пейзажами Камиля Писсарро и Альфреда Сислея (принадлежащими к лучшим их произведениям) Петр Иванович обзавелся двумя шедеврами Клода Моне. «Скалы в Этрета» – блистательный пример морского пейзажа эпохи расцвета творчества художника, «Дама в саду» — высочайшее достижение раннего периода.
Клод Моне
Сирень на солнце
1872-1873
Холст, масло. 50 x 65,2
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Клод Моне
Луга в Живерни
1888
Холст, масло. 93,1 х 81,8
Государственный Эрмитаж
Перейдя впоследствии к С. И. Щукину, эти полотна, которые следует считать вехами в истории импрессионизма, придали его коллекции более основательный и систематический характер. Сравнительно с этими работами «Луга в Живерни» и «Сирень на солнце» — произведения, сами по себе превосходные, — представляли все же несколько меньший калибр.
Приобретения С. И. Щукина
Поль Гоген
Ruperupe. Сбор плодов
1899
Холст, масло. 128 х 190
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Эдуар Вюйар
В комнате. Релэ
1899
Картон, наклеенный на дерево, масло. 52 х 79 см
Государственный Эрмитаж
Зорко следя за всякой новой волной современного искусства, С. И. Щукин не пропустил ни только что исполненную «Ruperupe», прибывшую из самого далекого далека, ни недавнюю картину Эдуара Вюйара «В комнате. Релэ», которую нашел у Амбруаза Воллара.
Морис Дени
Портрет Марты Дени, жены художника (Портрет жены художника)
1893
Холст, масло. 45 x 54 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Морис Дени
Посещение Марией Елизаветы
1894
Холст, масло. 103 х 93
Государственный Эрмитаж
Также С. И. Щукин покупает две картины Мориса Дени: «Портрет Марты Дени» (1893) и «Встречу Марии и Елизаветы» (1894). Ему интересны художники-набиды, однако самого большого и проникновенного мастера этой группировки — Пьера Боннара — коллекционер так и не оценил. Купив его небольшую картину «Фиакр» (1895, Национальная галерея, Вашингтон), он вскоре продал ее (на более поздних этапах его собирательства подобного не происходило). Верность до самого конца С. И. Щукин продолжал хранить лишь по отношению к Морису Дени.
Текст:
А. Костеневич