Русско-японская война
Русские солдаты проходят через ворота города в Маньчжурии
1904
© Библиотека Конгресса, Вашингтон
Порт-Артур (вид с Золотого Холма) после капитуляции.
Поврежденные русские военные корабли в гавани (слева направо: Пересвет, Полтава, Ретвизан, Победа и крейсер Паллада)
Январь 1905
Император Николай II объезжает строй пехотных полков, отправляющихся в Маньчжурию.
1904
© РИА Новости
2 января Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. 26–27 января началась Русско-японская война за Манчжурию и Корею. В феврале в сражении с японской эскадрой в бухте Чемульпо, у берегов Кореи, погибли русский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». С июля по конец года продолжалась осада японскими войсками русской крепости Порт-Артур. В августе произошло сражение русских и японских войск под Ляояном.
Антанта
Групповой портрет британских и французских высокопоставленных лиц, отмечающих создание Антанты.
В числе присутствующих президент Франции Эмиль Лубе (третий слева в первом ряду) и английский король Эдуарда VII (в первом ряду в центре)
12 августа 1905
Пока Россия вела войну с Японией, Франция и Великобритания заключили соглашение, предполагавшее раздел сфер колониальных интересов и получившее неофициальное название Антанты (entente – франц. «согласие»). Впоследствии к этому союзу примкнет Россия, что, наряду с уже сложившимся Тройственным союзом Австро-Венгрии, Германии и Италии, обусловит разделение политических и военных сил в Европе задолго до начала Первой мировой войны.
В России образована первая политическая нелегальная организация либерального толка – «Союз освобождения».
Эсер Е. С. Сазонов убил министра внутренних дел В. К. Плеве.
Экипаж министра внутренних дел Вячеслава Константиновича фон Плеве после покушения на него Е. С. Сазонова перед Варшавским вокзалом
1904
В декабре Николай II подписал указ, содержащий программу умеренных реформ.
Нобелевская премия по медицине присуждена И. П. Павлову.
И. П. Павлов оперирует собаку.
Институт экспериментальной медицины, Санкт-Петербург.
1902
Провансальский поэт Фредерик Мистраль получил Нобелевскую премию по литературе.
В Москве оперный театр С. И. Зимина открылся представлением оперы Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь».
В Москве в издательстве «Скорпион» вышел литературно-критический ежемесячник «Весы», в котором участвовали А. Белый, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, В. В. Розанов.
Обложка жернала “Весы” с иллюстрацией Н. П. Феофилактова
1904
15 июля в Баденвейлере умер А. П. Чехов.
«История развития современного искусства»
Немецкий искусствовед Юлиус Мейер-Грефе, с которым впоследствии подружится С. И. Щукин, центральное место в «Истории развития современного искусства» отвел французскому импрессионизму.
Выставки в галерее Дюран-Рюэля
Мемориальная выставка Камиля Писсарро открылась в галерее Поля Дюран-Рюэля. Там же прошла выставка «37 видов Темзы» Клода Моне.
В октябре-ноябре в Осеннем салоне прошли отдельные специальные выставки, посвященные Полю Сезанну, Пьеру Пюви де Шаванну, Одилону Редону и Огюсту Ренуару.
Осенний Салон, зал Сезанна
1904
Выставки картин Анри Матисса
Анри Матисс
Булонский лес
1902
Холст, масло. 63 x 79,5 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Первая персональная выставка Анри Матисса прошла в галерее Амбруаза Воллара. В том же году в Салоне Независимых экспонировалась его картина «Булонский лес» со знаком + в каталоге, что означало предложение продажи; однако продано это полотно не было. Лето Матисс провел в Сен-Тропезе вместе с Полем Синьяком. В Осеннем салоне он выставил 13 картин.
Карьера Пабло Пикассо
Фернанда Оливье и Пабло Пикассо в Барселоне в кафе Guayaba
1906
Пабло Пикассо
У резвого кролика (фрагмент)
1905
Холст, масло. 99,1 х 100,3
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Пабло Пикассо поселился в Плавучей прачечной (Bateau-Lavoir) на Монмартре. Он познакомился с Фернандой Оливье, которая в течение семи лет будет его подругой и главной моделью. Написана картина «У резвого кролика» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Начало Розового периода творчества художника.
Текст:
А. Костеневич
Приобретения С. И. Щукина
Поль Сезанн
Пьеро и Арлекин
1888-1890
Холст, масло. 101,5 x 80,5 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поль Сезанн
Букет цветов в вазе
Ок. 1877
Холст, масло. 55,5 х 46,2
Государственный Эрмитаж
Клод Моне
Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента
1904
Холст, масло. 82 х 92,2
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поль Гоген
Te avae no Maria. Месяц Марии (Женщина с цветами в руках)
1899
Холст, масло. 96 х 74,5
Государственный Эрмитаж
Поль Гоген
Женщины на берегу моря (Материнство)
1899
95,5 х 73,5
Государственный Эрмитаж
С. И. Щукин покупает на выставке «Лондонской серии» Клода Моне картину «Чайки. Темза». В этот же год он становится обладателем «Стога сена в Живерни». У Амбруаза Воллара Щукин начинает отбор шедевров таитянского цикла Поля Гогена. Первая гогеновская картина – «Женщины на берегу моря (Материнство)» — пришла в Москву или в 1903 году, или в первой половине 1904 года; ее снимок был опубликован в № 8–9 журнала «Мир искусства» за 1904 год. В ноябре Щукин покупает «Месяц Марии» Гогена. Он привозит также одну из главных работ Поля Сезанна — «Масленицу (Пьеро и Арлекин)» и «Букет цветов в вазе», единственный подписной холст мастера в русских собраниях, к тому же участвовавший в третьей выставке импрессионистов.
Приобретения И. А. Морозова
Пьер Огюст Ренуар
Портрет актрисы Жанны Самари
1877
Холст, масло. 56 x 46,5 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
После выставки Огюста Ренуара в Осеннем салоне 26 ноября И. А. Морозов покупает поясной портрет Жанны Самари (25 000 франков), который, в сравнении с портретом этой актрисы в рост, принадлежавшим его брату Михаилу, отличается еще большей красочностью.
Текст:
А. Костеневич