Над Марокко установлен французский протекторат. Танжер стал международной зоной под французским, британским и испанским управлением.
Генерал Юбер Лиотэ, первый представитель Франции в протекторате Марокко, осматривает войска в Рабате, Марокко
1912
© Rue des Archives / Vostock Photo
Германский рейхстаг по предложению правительства утвердил новую программу вооружений.
Германские гвардейцы маршируют на параде в Берлине
1912
© Getty Images / Fotobank
Ссылаясь на проект введения во Франции трехлетней военной службы и рост военной мощи России, немецкие властные структуры подготовили законопроект об увеличении численности армии на 136 тысяч человек и об усилении тяжелой артиллерии. В сравнении с прежними планами, число немецких военных кораблей должно было вырасти до 41 линкора и 20 больших крейсеров.
Германия утверждается в качестве второй в мире военно-морской державы, уступая лишь Англии.
Раймон Пуанкаре, премьер-министр и министр иностранных дел Франции, посетил Санкт-Петербург; были заключены русско-французские морские конвенции.
Раймон Пуанкаре с группой сопровождающих его лиц прибывают в Санкт-Петербург
1912
Раймон Пуанкаре и сотрудники французской миссии во время посещения Петропавловского собора
1912
15 апреля в результате столкновения с айсбергом в 150 км от Ньюфаундленда гибнет считавшийся непотопляемым фешенебельный лайнер «Титаник» (1513 жертв).
“Титаник” перед отправлением из доков Саутгемптона
1912
С конца ноября в России начала работу 4-я Государственная дума (действовавала до марта 1917 года).
Заседание 4-ой Государственной Думы. На трибуне - председатель Совета министров В.Н.Коковцов
5 декабря 1912
Возрастающее влияние Г. Е. Распутина на императорскую семью вызывало все большее раздражение у русского общества.
Григорий Распутин
Ок. 1910
Императрица Александра Федоровна с детьми, Распутиным и гувернанткой в Царском селе.
1908
На Ленских золотых приисках было расстреляно шествие бастующих рабочих.
На 6-й конференции РСДРП, прошедшей в Праге, состоялось окончательное размежевание большевиков с меньшевиками; главой большевистского ЦК РСДРП избран В. И. Ленин.
В. И. Ленин
1910
«Уединенное» В. В. Розанова
В. В. Розанов написал «Уединенное» – книгу философских набросков, жизненных наблюдений, небольших эссе и внутренних диалогов, подвергающую сомнению все догматические верования русской интеллигенции. Сам писатель говорил: «На предмет надо иметь именно тысячу точек зрения. Это координаты действительности».
Г. В. Иванов выпустил книгу стихов «Отплытие на остров Цитеру».
Манифест русских футуристов
Футуристический манифест «Пощёчина общественному вкусу»
В декабре группа русских футуристов — В. Д. Бурлюк, А. Е. Крученых, В. В. Хлебников и В. В. Маяковский — выпустила манифест «Пощечина общественному вкусу», знаменующий приход новой волны нигилизма, разрыва с «обществом» и традициями культуры: «Только мы — лицо нашего Времени... Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности».
Год в жизни Пьера Боннара
Боннар купил в Вернонне дом, который стал его излюбленным местопребыванием. Этот «фургон» (Roulotte), как любовно называл его сам художник, располагался неподалеку от Живерни, где Боннар часто встречался с Клодом Моне.
По заказу И. А. Морозова Боннар написал два огромных парных панно: «Ранней весной в деревне» и «Осенью. Сбор фруктов», – в дополнение к триптиху «У Средиземного моря».
В Галерее Бернхейм-Жен состоялась выставка Пьера Боннара (31 работа). В июне Таде Натансон опубликовала в журнале «La Vie» важную статью о художнике.
Год в жизни Анри Матисса
Анри Матисс с женой в Марокко
1912
В январе Анри Матисс вместе с женой отправился в первое путешествие в Марокко. До середины апреля он оставался в Танжере, писал натюрморты, в том числе «Корзину с апельсинами» (Музей Пикассо, Париж). Несколько позже Пабло Пикассо, увидев эту картину в Галерее Бернхейм-Жен, был так восхищен ее красочностью, что приобрел ее и не расставался с ней до своей смерти.
Анри Матисс
Корзина с апельсинами (фрагмент)
1912
Холст, масло. 94 х 85
Музей Пикассо, Париж
Анри Матисс
Разговор
1909-1912
Холст, масло. 177 х 217
Государственный Эрмитаж
Конец весны и лето, проведенные в Исси-ле-Мулино, были отмечены большой интенсивностью творчества Матисса. Он закончил одну из ключевых своих работ — «Разговор», — начатую еще в 1909 году, но остававшейся неизвестной даже С. И. Щукину. Увидев этот холст, собиратель немедленно купил его, но вынужден был с нетерпением ждать, пока картина вернется с выставки постимпрессионизма в Лондоне.
Среди других работ Матисса этого года — серия натюрмортов с красными рыбами, лучший из которых сразу приобрел Щукин.
В это же время Матисс приступил к созданию портрета собирателя, исполнив большой натурный рисунок (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Однако Щукин, получив телеграмму о смерти брата Петра, был вынужден срочно отбыть в Москву, и замысел большого портрета маслом так и остался неосуществленным.
Анри Матисс
Вид из окна. Танжер
1912
Холст, масло. 115,5х80
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Анри Матисс
Зора на террасе
1912
116х100
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Анри Матисс
Вход в касбу
1912
116,5х80
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Осенью художник снова уехал в Марокко и с 8 октября до середины февраля следующего года оставался в Танжере. Коллекцию Щукина пополнило сразу несколько марокканских картин; главным же достижением этого периода стал «Марокканский триптих», созданный для И. А. Морозова.
В октябре на Второй пост-импрессионистической выставке, организованной в лондонской Галерее Грэфтон Роджером Фраем, Анри Матисс был представлен 19 картинами (среди них «Разговор», «Танец» и «Красная мастерская»; обе работы в Музее современного искусства, Нью-Йорк) и 8 скульптурами, Пабло Пикассо — 16 полотнами.
Анри Матисс
Красная студия (фрагмент)
1911
Холст, масло. 181 х 219,1
Музей современного искусства, Нью-Йорк
© AKG Images / East News
Год в жизни Пабло Пикассо
В феврале Пабло Пикассо принял участие во второй выставке «Синего всадника» в Мюнхене и в Берлинском Сецессионе. В мае на Международной художественной выставке в Кельне было показано 16 его работ, исполненных в 1903–1911 годах.
Ева Гуэль в Сорге, Франция
1912
© Rue des Archives / Vostock Photo
Пабло Пикассо на фоне своей картины “Тореро” вскоре после ее завершения. Сорг, Франция
Лето 1912
© Rue des Archives / Vostock Photo
В том же месяце вместе с Евой Гуэль художник уехал в Сере и оставался на юге почти до конца сентября.
В октябре вышла в свет книга Андре Сальмона «Молодая французская живопись»; одна из глав, «Занимательная история кубизма», посвящена Пикассо и его последователям.
Кубисты в Осеннем салоне
Выступление кубистов в Осеннем салоне в Гран-Пале спровоцировало скандал: несколько чиновников потребовало закрыть Салон и «очистить помещение». В защиту «свободы творческого поиска» выступил 3 декабря в Палате депутатов Марсель Самба, депутат-социалист от Монмартра и поклонник Анри Матисса, входивший в жюри Осеннего салона: «Никто не протестует, когда государство отдает дворцы интриганам, плутоватым торгашам, но почему-то возникает протест, когда в этих дворцах выставляются художники, чьи картины кажутся плохими… Когда картина вам кажется плохой, у вас есть бесспорное право не смотреть на нее, а идти смотреть другие. Но в таком случае жандармов не вызывают».
Четвертый Русский сезон
Вацлав Нижинский в костюме дизайна Л.Н.Бакста для балета “Синий бог”
1912
Тамара Карсавина а Адольф Больм в балете «Тамара»
1912
Л.Н.Бакст
Эскиз декорации к первому акту балета «Дафнис и Хлоя»
1912
Л.Н.Бакст
Эскиз костюма к балету «Послеполуденный отдых фавна»
1912
Четвертый Русский сезон в Париже был ознаменован сразу несколькими постановками с деятельным участием Л. Н. Бакста, создававшего декорации и костюмы, и М. М. Фокина, отвечавшего за хореографию: балет «Синий бог» (музыка Рейнальдо Гана, либретто Жана Кокто и Федерико Мадрацо), хореографическая драма «Тамара» (музыка М. А. Балакирева, либретто Бакста по стихотворению М. Ю. Лермонтова), балет «Дафнис и Хлоя» (музыка Мориса Равеля, либретто по эклоге Стефана Малларме), драма Оскара Уайлда «Саломея» (музыка А. К. Глазунова), балет-пантомима «Бабочки» (музыка Роберта Шумана), балет «Послеполуденный отдых фавна» (музыка Клода Дебюсси, либретто по эклоге Малларме, хореография В. Ф. Нижинского).
Бакст ездил вместе с труппой С. П. Дягилева в Лондон, там была организована его первая персональная выставка.
«Сто лет французской живописи»
В Санкт-Петербурге под патронажем великого князя Николая Михайловича открылась выставка «Сто лет французской живописи»; ее главными устроителями выступили основатель журнала «Аполлон» купец М. К. Ушков и главный редактор издания С. К. Маковский. Наряду с «Аполлоном» важную роль в организации выставки сыграл Французский институт в Санкт-Петербурге во главе с известным историком искусства Луи Рео.
Титульный лист каталога выставки «Сто лет французской живописи»
1912
Французская часть организационного комитета, помимо дежурных членов высшего ранга, министров и посла Франции, состояла из нескольких академиков, главных хранителей крупнейших музеев, искусствоведов, критиков и крупнейших собирателей; туда был включен и один живой художник – Огюст Роден. Русская часть комитета была вполовину меньше и включала видных деятелей отечественной культуры: А. Н. Бенуа (он числился вице-президентом общероссийского Общества охраны памятников культуры); П. П. Вейнера, директора-основателя журнала «Старые годы»; И. С. Остроухова, главного попечителя Третьяковской галереи; графа Д. И. Толстого, директора Эрмитажа; графа В. П. Зубова, основавшего в тот год Институт истории искусств; князя С. А. Щербатова, мецената и коллекционера, купившего с этой выставки одну из лучших картин – «Подавальщицу из ресторана Дюваля» Огюста Ренуара; графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона, владельца дворца на Литейном, где и разместилась вся «Столетняя выставка».
Эдуард Мане
Бар в Фоли-Бержер
1882
Холст, масло. 96 х 130
Галерея Курто, Лондон
Огюст Ренуар
Подавальщица из ресторана Даваля
Ок. 1875
Холст, масло. 100,3 х 71,4
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Входил в комитет и человек без чинов и званий — И. А. Морозов, который, как полагали некоторые любители искусства, уж точно должен был купить на такой выставке нечто особенное для своей коллекции — например, «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане. Однако, этим надеждам не суждено было сбыться: Морозов хотел заполучить пейзаж Мане, а к «Бару» остался равнодушен, не понимая, что настоящая уникальность художника – именно в фигурных композициях. Впрочем, даже наиболее проницательные знатоки не сходились во мнениях относительно этой картины: Бенуа благоговел перед «Баром», а молодой критик Я. А. Тугендхольд, которому покровительствовал С. И. Щукин, считал картину не характерной для мастера и не столь значительной.
«Столетняя выставка» явилась наиболее представительной экспозицией французского искусства в России. Никогда прежде не показывались у нас столь полно импрессионизм и постимпрессионизм, а тут посвященные им разделы открывались в конце блистательной цепи, ведущей от классицизма к романтизму и далее к реализму: 10 полотен Жака-Луи Давида, столько же – Пьера Прюдона, 8 – Доминика Энгра (и еще шесть первоклассных рисунков), 7 – Теодора Жерико, 15 – Эжена Делакруа (плюс несколько рисунков), 21 – Камиля Коро, 26 – Гюстава Курбе, 8 – Франсуа Милле, 7 – Шарля Добиньи, 10 – Теодора Руссо (плюс рисунки и акварели). В таком контексте импрессионисты выглядели не только новаторами, но и достойными продолжателями лучших традиций французской живописи. Сама их экспозиция была выстроена очень основательно: Клод Моне (девять картин), Камиль Писсарро (4), Фредерик Базиль (2), Альфред Сислей (7), Эжен Буден (6), Берта Моризо (4), Жорж Сёра (2); но великолепнее других представал Ренуар (24 полотна, в их числе «Подавальщица из ресторана Дюваля», «Влюбленные», «Завтрак», «Лягушатник», «Портрет Сислея»).
Огюст Ренуар
Влюбленные
Ок. 1875
Холст, масло. 175 х 130
Национальная галерея, Прага
Пьер Огюст Ренуар
Купание на Сене (Лягушатник)
1868
Холст, масло. 59 х 80 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Самое деятельное участие принял в выставке Амбруаз Воллар, пославший на нее 36 полотен высшего достоинства, в том числе 16 картин Поля Сезанна и 13 – Поля Гогена (всего был 21 холст мастера). Воллар отнесся к петербургской экспозиции более, чем серьезно: на все работы им были проставлены расценки, – однако публика тогдашней российской столицы, не оглядываясь, прошла мимо. Цены хотя и были высокими, но соответствовали тогдашней конъюнктуре. Характерный пример – «Влюбленные» Ренуара (теперь одно из главных сокровищ пражской Национальной галереи): 100 000 франков, которые хотел выручить за этот холст Воллар, не выглядели сумасбродной цифрой.
Эдуард Мане
Нана
1877
Холст, масло. 150 х 116
Кунстхалле, Гамбург
© AKG Images / East News
В организации выставки участвовали все видные галеристы Парижа. Даже Даниэль-Анри Канвейлер, торговец совсем новой живописью, послал в Петербург две последние работы еще мало раскрученного Андре Дерена. Маршаны рассчитывали на солидные ресурсы российского рынка, но просчитались. Впрочем, просчитались и российские ценители искусства, которые оказались совсем не подготовлены к такому богатству выбора: около тысячи произведений и многие — высочайшего достоинства. Стоит вспомнить, например, что из десяти представленных работ Мане три были бесспорными шедеврами: помимо «Бара», это «Странствующий музыкант» и «Нана». Любую из этих картин можно было приобрести, но Щукин и Морозов предпочитали вообще не действовать на петербургской сцене. Правда, в то время и европейский художественный рынок в целом пребывал в состоянии некоторого застоя.
Вторая выставка «Бубнового валета»
Анри Ле Фоконье
Озеро
1911
91,4 х 72
Государственный Эрмитаж
Представители новых направлений французского и немецкого искусства возлагали некие надежды на русский рынок; именно поэтому так необычно выглядела вторая выставка «Бубнового валета», куда пришли работы не только из Франции (Пабло Пикассо, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Анри Матисс, Шарль Камуэн, Отон Фриез, Кес Ван Донген, Андре Дерен, Альбер Глез), но и из и Германии (Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эрих Хеккель, Август Макке, Франц Марк, Габриэль Мюнтер, Отто Мюллер, Александр Канольдт). В то же время самим организаторам важно было показать единство устремлений авангарда русского и западноевропейского. Надежды на возможные продажи и здесь не подтвердились: была куплена всего одна французская картина – «Озеро» Ле Фоконье (московским издателем С. А. Поляковым за 1 000 рублей), а немецкая живопись вообще не вызвала заметного интереса.
Выставка «Ослиный хвост»
Каталог выставки "Ослиный хвост"
1912
В марте М. Ф. Ларионов организовал выставку «Ослиный хвост», в которой приняли участие Н. С. Гончарова, А. В. Шевченко, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, М. З. Шагал, показавшие обширную группу картин в стиле неопримитивизма. Само название напоминало о скандале в парижском Салоне Независимых 1910 года, где показывалась картина, написанная хвостом осла. Участники московской выставки разделяли нигилизм Ларионова, который теперь ратовал за исконно русское искусство, был склонен игнорировать западные влияния и потому критически относился к недавним соратникам по «Бубновому валету» с их сезаннизмом. Художники объединения «Ослиный хвост», настаивая на первородстве своего искусства, показывали не только собственные произведения, но и всяческий примитивизм, включая работы московских маляров, рисунки детей и т. п.; они же создавали культ грузинского примитива Нико Пиросмани.
М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова оформляют в авангардистском стиле книги поэтов-футуристов.
На выставке «Мира искусства» К. С. Петров-Водкин показал картину «Купание красного коня», которая стала предметом бурных обсуждений и споров.
К. С. Петров-Водкин
Купание красного коня (фрагмент)
1912
Холст, масло. 160 х 186
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В журнале «Аполлон» опубликована статья С. К. Маковского о французском собрании И. А. Морозова и помещен его полный каталог со множеством репродукций.
В мае в Москве открылся Музей изящных искусств Александра III.
Здание Музея изящных искусств имени императора Александра III перед открытием
1912
© Архив ГМИИ им. А.С. Пушкина
Текст:
А. Костеневич
С. И. Щукин покупает у брата Петра за 100 000 франков принадлежавшие тому картины Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Мориса Дени, Шарля Котте, Жана-Луи Форена и Жана-Франсуа Рафаэлли.
С. И. Щукин и Пабло Пикассо
В Галерее Амбруаза Воллара, обладавшего поразительной широтой воззрений и не сторонившегося никаких устремлений авангарда, С. И. Щукин приобретает несколько чрезвычайно важных работ Пабло Пикассо. Среди них особенно выделяются две картины, обошедшиеся собирателю по 3 000 франков каждая: «Танец с покрывалами», основополагающая работа начального кубизма, и «Женщина с веером», мощнейшая – как с формальной, так и с тематической точки зрения – антитеза парадным салонным портретам и импрессионизму.
Пабло Руис Пикассо
Женщина с веером
1907
150х100
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Танец с покрывалами
1907
152х101
Государственный Эрмитаж
Покупки С. И. Щукина у Даниэля-Анри Канвейлера
К тому времени в Париже уже в течение семи лет действовал приехавший из Германии маршан Даниэль-Анри Канвейлер, который занял в торговле картинами наиболее продвинутые авангардистские позиции. Именно от него пришла к С. И. Щукину основная часть кубистических произведений его собрания.
Пабло Руис Пикассо
Натюрморт. Композиция с черепом
1908
114,5 х 87,5
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Столик в кафе. Бутылка перно (Кафе. Бутылка и бокал)
1912
Холст, масло. 46,4 х 33,2
Государственный Эрмитаж
Поскольку Пабло Пикассо не желал, чтобы «Композиция с черепом» покинула Париж навсегда, Канвейлер оценил ее в 100 000 франков. Щукин, однако, хотел заполучить картину во что бы то ни стало: он явно воспринимал ее как реквием по недавно умершему старшему брату Петру.
Не упустил собиратель и такие особенно важные ранне-кубистические полотна, как «Женщина с веером» и «Букет цветов в сером кувшине». С ними контрастировал написанный совсем недавно небольшой «Столик в кафе (Бутылка перно)» – Щукин усмотрел здесь у создателя кубизма неожиданную трансформацию стиля.
В галерее Эрнста Бруммера С. И. Щукин купил две кубистические картины Пабло Пикассо: «Вазу с фруктами» и «Фабрику (Кирпичный завод в Тортосе)», – а также отобрал семь африканских скульптур, чтобы выставлять их у себя вместе с живописью художника.
Пабло Руис Пикассо
Натюрморт. Ваза с фруктами
1909
Холст, масло. 92,4 х 73,7
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Кирпичный завод в Тортосе (Фабрика Хорта дель Эбро)
1909
Холст, масло. 53 х 60
Государственный Эрмитаж
В 1912 году С. И. Щукин делает для себя одно неожиданное открытие: его пленяет наивное творчество Таможенника Руссо, и он приобретает у Амбруаза Воллара семь полотен этого художника, смело сопоставляя их в своей галерее с работами Пабло Пикассо.
Приобретения И. А. Морозова
Поль Сезанн
Голубой пейзаж
Ок. 1904–1906
101,5 х 82,5
И. А. Морозов покупает у Амбруаза Воллара за 35 000 франков долгожданный «Голубой пейзаж» Поля Сезанна, картину специфического позднего стиля, для которой он специально оставил место в продуманной экспозиции зала художника в своей галерее.
Пьер Боннар
Ранней весной в деревне
1912
365х347
Пьер Боннар
Осенью. Сбор фруктов
1912
365х347
В дополнение к триптиху «У Средиземного моря» Морозов заказывает Пьеру Боннару два новых огромных панно для боковых стен лестницы своего особняка: «Ранней весной в деревне» и «Осенью. Сбор фруктов». За эти панно он уплатил художнику через Галерею Бернхейм-Жен 25 000 франков. Боннар никогда в Москве не был, но имел представление об архитектурных особенностях морозовского дома. Он не хотел писать новые панно в унисон триптиху «У Средиземного моря», композиционная структура которого была задана полуколоннами в центре лестницы. Новые панно – прихотливо ритмизованные и более плоскостные – были исполнены художником в духе старинных шпалер. В результате весь ансамбль превратился в единый цикл, подчиненный теме Времен года.
Текст:
А. Костеневич