Политика и война
Начало Первой мировой войны
Москвичи читают приказ о мобилизации
19 июля 1914
© РИА Новости
Мобилизация запасных во время Первой мировой войны
1914
© РИА Новости
В начале июля в Сараево был застрелен наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Австро-Венгрия объявила Сербии войну. 31 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. 1 августа Германия объявила войну России, а 3-го — Франции, где уже полным ходом шла мобилизация.
Французские солдаты в угиформе во время мобилизации
Август 1914
© Rue des Archives / Vostock Photo
Бельгийские солдаты стреляют в пролетающий немецкий аэроплан, стоя на обломках разрушенного бомбами дома в Антверпене
1914
© Rue des Archives / Vostock Photo
2 августа немецкие войска оккупировали Люксембург и вторглись в Бельгию. 4-го августа Великобритания объявила войну Германии, а США заявили о нейтралитете. Началась Первая мировая война, в которой примет участие в общей сложности 38 государств.
17 августа русская армия начала наступление в Восточной Пруссии; будучи неподготовленным, оно обернулось огромными потерями и пленением 90 тысяч солдат.
Руссие войска двигаются в Польшу
Август 1914
© Rue des Archives / Vostock Photo
В августе Санкт-Петербург, столица Российской империи, был переименован в Петроград.
В Лондоне подписано соглашение между Великобританией, Францией и Россией об отказе от заключения сепаратного мира с Германией и Австро-Венгрией.
Битва на Марне
В начале сентября состоялось одно из важнейших сражений Первой мировой войны — битва на Марне. Успех торжествовали союзные, британские и французские, войска, остановившие ценой значительных потерь продвижение германской армии на Париж. В битве на Марне погиб поэт и эссеист Шарль Пеги.
Позиции французской артиллерии при битве на Марне
Сентябрь 1914
© Rue des Archives / Vostock Photo
На фронтах Первой мировой войны воевали Андре Дерен, Жорж Брак, Анри Манген, Жан Пюи; Осип Цадкин вступил в Иностранный Легион.
Россия и Турция
Бомбардировка Одессы турками 29 октября 1914
Немецкая открытка
1914
В конце октября турецкий флот подверг бомбардировке Одессу, Севастополь и обстрелял корабли Черноморского флота. Россия объявила Турции войну; началось наступление русских войск в Закавказье.
Открыт Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
Корабли в Панамском канале
1914
Культура
В начале года вышел в свет роман Анатоля Франса «Восстание ангелов»: тема захвата падшими ангелами небес превосхитила величайший катаклизм эпохи – Первую мировую войну.
«Кола Брюньон» Ромена Роллана
Ромен Роллан на балконе своей квартиры
1914
Ромен Роллан завершил повесть «Кола Брюньон» (будет опубликована в 1918 году). Действие повести перенесено в Бургундию XVII века, а ее главный герой стойко противостоит любым невзгодам, неизбежным во времена социальных и религиозных конфликтов.
Кинематограф
Кадр из фильма Луи Фейада «Фантомас»
1913
Все увереннее набирает силу новейшее из искусств — кинематограф. Большим успехом пользовались в то время комические и авантюрные сериалы Луи Фейада «Фантомас» и «Сцены чуднóй жизни»; в целом же продукция французских кинематографических фирм удовлетворяла 90% мирового спроса.
В российском кино быстро продвигался Е. Ф. Бауэр, недавний выпускник московского Училища живописи и театральный декоратор, с самыми высокими мерками подходивший к построению экранного образа, монтажу, мизансценированию, композиции кадра.
Кадр из фильма «Дитя большого города»
Режиссер Евгений Бауэр
1914
В его салонно-психологических драмах, таких, как «Дитя большого города», охотно препарировалась тема «сумерек женской души». Сходным образом действовал В. П. Касьянов в «Девушке из подвала» (в главной роли Алиса Коонен), где форсированный мелодраматизм соединялся с социально-классовой мотивировкой.
«Четки» А. А. Ахматовой
Натан Альтман
Портрет Анны Ахматовой
1914
Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
За два месяца до начала войны вышла в свет книга А. А. Ахматовой «Четки». Точность слога и острота чувств молодой поэтессы завоевывают множество поклонников; книга выдерживает несколько переизданий.
«Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь».
Год в жизни Клода Моне
Панорама с «Кувшинками» Клода Моне в Музее Оранжери в Париже.
© Getty Images / Fotobank
Весной Клод Моне замышляет создание уникальной серии больших декоративных панно, изображающих сады с водяными лилиями в его поместье Живерни. Уже через несколько лет эти полотна украсят Оранжери де Тюильри.
Год в жизни Анри Матисса
В майском номере журнала «Les Soirees de Paris», которым руководил Гийом Аполлинер, были воспроизведены семь последних произведений Анри Матисса, в том числе «Женщина на высоком табурете», предназначавшаяся для С. И. Щукина, но до него не дошедшая из-за разразившейся вскоре войны.
Анри Матисс
Женщина на высоком табурете
1914
Холст, масло. 147 x 95,5
Музей современного искусства, Нью-Йорк
В июле в берлинской Галерее Гурлитта открылась выставка Матисса, на которую художник попросил Майкла и Сару Стайн прислать 19 его картин из их коллекции. Из-за войны эти полотна так и не вернулись к прежним владельцам: немецкие власти конфисковали их и продали после нарушения США нейтралитета.
Пьер Боннар выполнил афишу для Русских балетов труппы С. П. Дягилева.
Антреприза С. П. Дягилева
Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский и Игорь Стравинский
1912
В течение всей первой половины года антреприза С. П. Дягилева ставит и решает все новые творческие задачи. В апреле в Монте-Карло был показан балет «Бабочки» на музыку Роберта Шумана (либретто и декорации М. В. Добужинского, костюмы Л. Н. Бакста, хореография М. М. Фокина, прима-баллерины Т. П. Карсавина и Л. Ф. Шоллар).
Наталья Гончарова
Эскиз задника для оперы-балета «Золотой петушок»
Ок. 1914
Акварель, гуашь и графит на доске
Художественный музей Макней, Сан-Антонио
24 мая в парижской Опере прошла премьера оперы-балета Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (адаптация сказки А. С. Пушкина, выполненная А. Н. Бенуа, хореография Фокина, костюмы Н. С. Гончаровой). Через два дня там же была представлена опера И. Ф. Стравинского «Соловей» (художник А. Н. Бенуа).
В июне в лондонском Королевском театре Друри-Лэйн публика увидела оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (декорации и костюмы Н. К. Рериха, с участим Ф. И. Шаляпина) и оперу Римского-Корсакова «Майская ночь» (декорации и костюмы Ф. Ф. Федоровского).
Выставка «Бубнового валета»
Символ объединения «Бубновый валет»
В начале февраля в Москве, на Большой Дмитровке, в помещении Общества любителей художеств, открылась выставка «Бубнового валета» с участием П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, К. С. Малевича, А. А. Моргунова, Л. С. Поповой и французских художников: Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Андре Дерена, Мориса Вламинка, Анри Ле Фоконье. Во время выставки состоялся диспут, который закончился скандалом, спровоцированным Малевичем и Моргуновым. Это повлекло исключение обоих из «Бубнового валета». В письме к О. В. Розановой Малевич сообщал, что «имел большой успех»: «...Бубновый валет был нами уничтожен, от Тугендхольда ничего не осталось, ничего, одни перчатки».
Популярность Пабло Пикассо
Накануне войны 1914 года особенно отчетливо проявляется влияние Пабло Пикассо на современных художников, в том числе на молодых москвичей и петербуржцев, которые знакомятся с его творчеством либо в ставшей притчей во языцех комнате Пикассо в Щукинской галерее, либо непосредственно в Париже (как, например, Л. С. Попова и Н. А. Удальцова, учившиеся в студии Анри Ле Фоконье). Стремление к геометрическим обобщениям у В. Е. Татлина в значительной мере развивалось именно под воздействием искусства Пикассо. В 1914 году Татлин подрядился сопровождать в роли певца-бандуриста русскую Кустарную выставку в Берлине, откуда на сэкономленные деньги отправился в Париж, первым делом посетив мастерскую Пикассо.
Комната Пикассо в особняке С. И. Щукина
Комната Пикассо в особняке С. И. Щукина
Год в жизни М. З. Шагала
Марк Шагал
Над городом
1914-1918
Холст, масло. 141 х 198
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Накануне войны, в июне, в родной Витебск возвратился М. З. Шагал. Провинциальный быт небольшого города художник возводит в предмет высокопоэтического искусства — этот парадокс его живописи многие годы спустя припомнит А. А. Ахматова в «Царскосельской оде»: «Но тебя опишу я, как свой Витебск — Шагал». Однако опыт парижской жизни художника сказывался в небывалой смелости разработки этой темы; в использовании приемов, которые своим достоянием позже сделает сюрреализм; в неожиданных для живописи образах персонажей, летающих по воздуху не в переносном, а в буквальном смысле.
Текст:
А. Костеневич
С. И. Щукин и Я. А. Тугендхольд
С. И. Щукин сближается с молодым, но уже авторитетным искусствоведом Я. А. Тугендхольдом, который в 1914 году пробовал себя в разных ролях: редактировал русское издание «Ноа Ноа» Поля Гогена, составлял обзоры выставок и различных событий художественной жизни. Главной же его заслугой следует признать развернутый очерк «Французское собрание С. И. Щукина», опубликованный в журнале «Аполлон» (1914, № 1–2) вместе с фотографиями многих картин.
Разворот журнала «Аполлон» со очерком о коллекции С. И. Щукина
1914, № 1–2
Щукин явно доверял Тугендхольду и, по некоторым сведениям, даже отправил его в Германию и Францию с целью отбора работ для коллекции. Однако документальных подтверждений на этот счет не имеется. Щукин — с его огромным желанием самоутверждения — всегда сам отыскивал свои сокровища: ни об одной картине его собрания нет сведений, что она найдена кем-то другим. К тому же психологически Щукин и его «доверенное лицо» не походили друг на друга. Казенный стиль обзоров выставок, которые стал писать Тугендхольд в середине 1920-х годов в духе «заветов Октября», свидетельствует о грустной эволюции этого изначально талантливого искусствоведа; однако нельзя не признать подобный итог закономерным: ведь и раньше, размышляя над авангардным искусством, Тугендхольд предпочитал держался золотой середины. Что же касается Щукина, то его темперамент всегда — и не вполне предсказуемо — гнал его дальше «срединной черты».
Хотя С. И. Щукин не посылал свои картины на выставки за границу, в Европе его собрание было известно: познакомиться с ним приезжали такие видные специалисты, как немецкий коллекционер Карл Эрнст Остхауз или историк искусства Отто Граутофф, прибывший в Москву ради подготовки первой в Германии большой публикации о щукинской галерее.
Последние картины Пабло Пикассо
Пабло Руис Пикассо
Композиция с разрезанной грушей
1914
Картон, гуашь, графитный карандаш, коллаж из обоев. 35 х 32
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Харчевня
Ок. 1914
Картон, масло. 28,6 х 37,8 (овал, в свету)
Государственный Эрмитаж
В Москву поступают последние работы Пабло Пикассо: «Харчевня» и две «Композиции с разрезанной грушей» (взять обе из отсканированных Эпосом), — отправленные С. И. Щукину Даниэлем-Анри Канвейлером. Естественно, их нет в каталоге щукинского собрания, изданном в 1913 году, но в экземпляр, принадлежавший владельцу галереи, они внесены от руки с продолжением общей нумерации. Три эти картины остро выражают две взаимоисключающие тенденции европейского искусства: с одной стороны, предельную конкретность, сказывающуюся в «Харчевне» в скрупулезности воспроизведения реальных предметов незатейливой сервировки в дешевом кафе, а также в привлечении неожиданных материалов, вроде опилок; с другой стороны, откровенную абстракцию, беспредметную игру отвлеченными плоскостями, которая лишь оттеняет в «Композициях с разрезанной грушей» использование в качестве основы картины настоящих обоев. Подобые уроки легко усваивались русскими живописцами.
Последние картины Андре Дерена
Андре Дерен
Портрет неизвестного, читающего газету
1911-1914
163 х 97,5
Государственный Эрмитаж
Андре Дерен
Мартиг (Гавань в Провансе)
1913
141,2 х 89,5
Государственный Эрмитаж
Андре Дерен
Девушка в чёрном. Этюд
1913–1914
92,5 х 60
Государственный Эрмитаж
Андре Дерен
Портрет девушки в черном
1913-1914
Холст, масло. 116 х 89,3
Государственный Эрмитаж
Андре Дерен
Пейзаж с лодкой у берега. Карьер-Сен-Дени (Озеро)
Ок. 1914
99,4 х 65
Государственный Эрмитаж
Весной и в начале лета в Москву прибывают последние купленные С. И. Щукиным картины Андре Дерена — «Портрет неизвестного, читающего газету (Шевалье Х)»; «Мартиг (Гавань в Провансе)»; «Девушка в черном»; «Портрет девушки в черном»; «Пейзаж с лодкой у берега (Карьер-Сен-Дени)». Именно эти полотна художника поставили его в собрании Щукина наравне с Анри Матиссом и Пабло Пикассо. Московский собиратель крепко уверовал, что неоклассицизм Дерена — последнее и очень внятное слово современного искусства и что именно ему принадлежит ближайшее будущее. Вообще же метаморфоза, произошедшая с одним из зачинателей фовизма, была разительной: яркие краски оказались почти полностью изгнаны с его палитры.
С. И. Щукин строил новые планы расширения коллекции и, в частности, зарезервировал у Анри Матисса «Женщину на высоком табурете» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), однако из-за начавшейся войны получить эту работу собирателю не удалось; прекратилась и его переписка с художником.
Приобретения И. А. Морозова
Марк Шагал
Дом в Лиозно
1908
Масло на бумаге, наклеенной на картон.
37 х 49
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В отличие от С. И. Щукина И. А. Морозов в 1914 году берет паузу. Кто знает, может быть, не начнись война, он тоже нашел бы для себя какие-то новые произведения французского искусства, — ему всегда требовалось больше времени для выбора. Впрочем, коллекционерская страсть постоянно требует удовлетворения, и Морозов покупает четыре картины М. З. Шагала. Лучшая из них — «Дом в Лиозно» с ее полунаивным реализмом, лишь слегка тронутым обычным шагаловским визионерством.
Текст:
А. Костеневич