NeWestMuseum
近代西洋美術館

歴史編年1918–1948  1932

Политика и культура

Голод 1932–1933 годов

А. В. Шишкин 
Единоличники сдают хлеб государству («Раздробленные крестьянские хозяйства сольем в крупные колхозы»). Вятская губ.
1928
Отпечаток с репродукционного негатива
Бумага FB, серебряно-желатиновый отпечаток. 27,5 × 24,5 см
© Мультимедиа Арт Музей, Москва

Вследствие политики коллективизации массовый голод в 1932–1933 годах охватывает Поволжье, Северный Кавказ, Украину, Западную Сибирь и другие регионы страны.

В СССР введена паспортная система

Принятое положение «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР
и обязательной прописке паспортов» поставило под контроль государства миграцию городского населения. Особенно жестко ограничивались права жителей деревни, которым паспорта
не выдавались.

Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций»

Вышедшим 23 апреля постановлением ликвидировались все прежние художественные общества, ассоциации и объединения и предусматривалось образование единых творческих союзов.

Образован Московский областной союз советских художников

В состав первого правления вошли П. Вильямс, С. Герасимов, А. Дейнека, П. Кузнецов,
А. Лентулов, И. Машков, Д. Моор, П. Радимов, Г. Ряжский, Д. Штеренберг, К. Юон.

Принято постановление ВЦИК и СНК «О создании Академии художеств»

В соответствии с постановлением Институт пролетарского изобразительного искусства был преобразован в Институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 года — имени
И. Е. Репина). Ректором института назначен скульптор Александр Матвеев, проректором по научной и учебной работе — Алексей Савинов.

Выставка «Немецкая производственная графика»

Каталог выставки «Немецкая производственная графика»
1932 

Организована ГМНЗИ совместно с ВОКС. К выставке выпущен буклет-каталог.

В Ленинграде в ГРМ открылась выставка «Художники РСФСР за 15 лет. 1917–1932»

На самой крупной предвоенной выставке были представлены все направления советского искусства — более 2600 работ. В следующем году выставка переехала в Москву.

В Музее изящных искусств (в этом же году переименован в Музей изобразительных искусств) проходит выставка проектов Дворца Советов
в Москве

Гавриил Горелов
Руководители партии
и правительства рассматривают макет Дворца Советов в Музее изобразительных искусств
1932

Музей 

В ГМНЗИ из расформированного Кабинета по изучению революционного искусства Запада Государственной академии искусствознания передаются рисунки, литографии, офорты революционных западных художников, в том числе серия рисунков австрийского художника
Э. Нистлера «Чартистское движение».

Выставка «Американские художники Клуба Джона Рида»

Экспозиция выставки «Американские художники Клуба Джона Рида»
1932

Экспозицию графики сопровождал выпущенный каталог.

Выставка Генриха Фогелера (живопись, графика), Германия

Экспозиция выставки Генриха Фогелера (живопись, графика), Германия
1932

После закрытия переехала в Ленинград, затем в Харьков.

Выставки американского художника Александра Ставеница (графика) и немецкого художника Генриха Эмзена (живопись, графика)

Генрих Эмзен
Дети художника (Мои дети)
1921
Холст, масло. 104 × 84,5 или 95 × 76 см
Государственный Эрмитаж

Комиссия Наркомпроса проводит проверку научной работы в ГМНЗИ за 1928–1932 годы

Проверяются доклады, выставочная, издательская работа и политико-просветительская работа. В целом работа оценивается положительно>

Выставка антиимпериалистического и антивоенного плаката

Экспозиция выставки антиимпериалистического и антивоенного плаката
1932

Экспозиция была собрана из материалов Центрального музея революции, ГМНЗИ и Комакадемии
и состояла из немецких, английских, французских, итальянских, американских
и советских плакатов 1919–1932 годов.

Выставка «Революционное искусство в странах капитализма»

Экспозиция выставки «Революционное искусство в странах капитализма»
1932

Другое название экспозиции — «Революционные художники Запада». Выставка, приуроченная
к 15-летней годовщине Октября, сопровождалась каталогом.

В ГМНЗИ создается новая экспозиция

ГМНЗИ. Зал Эдуарда Мане, Эдгара Дега
и Клода Моне

1932

Новая экспозиция ГМНЗИ строится по так называемому марксистскому социологическому принципу: вместо показа течений в искусстве и отдельных художников картины распределены по «общественным формациям», иллюстрируя «психоидеологию мелкой буржуазии».

Формируется второй список картин, предназначенных на экспорт

Приказом Главнауки составлен список второй выдачи на экспорт. 24 января картины сняты прямо с экспозиции (они занимали в ней центральное место): «Туалет после ванны» Дега«Луга в Живерни» Моне, «Равнина у горы Святой Виктории» Сезанна«Три женщины на желтом фоне» Гогена«Марокканец Амидо» Матисса, «После бала» и «Дриада» Пикассо, «Озеро» Дерена«Люксембургский сад» Руссо и др. Всего 19 картин.

Зарубежные покупатели проявляют интерес к коллекции

Поль Сезанн
Пьеро и Арлекин (Масленица, или Марди Гра)
1885–1890
Холст, масло
102 × 81 см
ГМИИ им. А.С. Пушкина

От нью-йоркской галереи Нодлера, поддерживающей связь с «Антиквариатом» через берлинскую галерею Маттизена, представитель которой посетил ГМНЗИ, поступает предложение: «Клиент готов приобрести картину П. Сезанна "Пьеро и Арлекин"». «Антиквариат» запрашивает за шедевр Сезанна 450 тысяч немецких марок. Потенциальному покупателю, американскому коллекционеру Альберту Барнсу, эта цена кажется слишком высокой.