По структуре «Хронология 1918–1948 годов» несколько отличается от «летописи» предыдущего периода, то есть от «Хронологии 1892–1917 годов». Посвященная истории именно Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), а не просто бытованию коллекций С. И. Щукина и И. А. Морозова в советское время, она показывает мировой социополитический и культурный контекст хотя и выборочно, но преследуя цель демонстрации закономерностей и условий возникновения и существования музеев современного (модернистского) искусства почти во всем мире. Это не преувеличение: после Первой мировой войны такого рода частные и государственные музеи стали формироваться на всем пространстве от Чехословакии и Германии до США, от Франции и Нидерландов до Сербии. Поэтому мы сочли необходимым отметить и наиболее важные моменты этого нового музеестроительства, когда частные коллекционеры препоручали правительствам миссию превращения их собраний в полноценные национальные музеи. И ГМНЗИ с известными оговорками соответствовал этому тренду. Также мы хотели обратить внимание на те новые художественные движения, которые развивались в Западной и Восточной Европе в 1920–1930-х годах, ведь произведения этих художников в те непростые времена пытался приобрести чуткий к веяниям времени искусствовед, директор ГМНЗИ Борис Терновец.