Триумфальная арка (прежнее название: "Бульвары в Париже")
1898
papier, цветная литография
Размер изображения: 31 х 46 см, размер листа: 40,5 х 52,8 см
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
С 1929 – ГМНЗИ (приобретено в Германии), с 1948 – ГМИИ
Inv.: Г-112442
Inv. GMNZI: 241
Пьер Боннар был мастером цветной литографии. Лист «Триумфальная арка» относится к серии гравюр, составившей альбом 1899 года «Сцены парижской жизни» (Quelques aspects de la vie de Paris). В эту серию вошли также такие известные композиции, как «Бульвары» и «Дама с зонтиком». Гравюра «Триумфальная арка» является одним из шедевров Боннара-литографа; в ней очевидно умелое использование техники цветной литографии, позволяющей передать в оттиске тончайшие сочетания цвета, изысканные тональные нюансы. Печатником Боннара был Огюст Кло, ведущий мастер-литограф конца XIX — начала ХХ века, сотрудничавший со многими прославленными художниками и особенно ценимый за свои работы в области цветной литографии. Несмотря на то, что это был очень опытный мастер, Боннар нередко жаловался, что с трудом добивается от него желаемого результата: талантливый колорист, Боннар стремился получить в отпечатке яркие контрасты и сочные краски японской гравюры, используя при этом ограниченный цветовой ряд. Несмотря на трудности рабочего процесса, полученный результат позволяет говорить о том, что союз двух мастеров — художника и печатника — был чрезвычайно успешным.
Н.В.
Пьер Боннар (Pierre Bonnard) 1867, Фонтене-о-Роз [Fontenay-aux-Roses] — 1947, Ле Канне [Le Cannet]
1947
Выдающийся французский живописец-постимпрессионист, входивший в группу Наби.
Родился и вырос в предместье Парижа, в семье крупного чиновника военного министерства. Окончив лицей, в 18 лет поступил на юридический факультет Парижского университета, но вскоре бросил его и стал заниматься в Школе изящных искусств. Вместе с Полем Серюзье, Эдуардом Вюйаром, Кер Ксавье Русселем, Морисом Дени, Полем Рансоном и Феликсом Валлоттоном входил в состав художественной группы Наби («пророки»). Сотрудничал с журналом «Ревю бланш», объединившим ключевые фигуры литературной и художественной жизни конца XIX века. Совместно с другими наби создавал эскизы витражей для фирмы «Тиффани», вообще уделял много внимания декоративному искусству. Был увлечен фотографией. Первая персональная выставка Боннара была организована в 1896 году Полем Дюран-Рюэлем. После распада группы Наби в начале 1900-х годов начал заниматься монументальным искусством, в частности создал триптих «У Средиземного моря» для особняка И. А. Морозова. Много путешествовал, побывал в Испании (1905), Бельгии и Голландии (1906), Англии, Алжире, Тунисе (1908); позже посетил Германию (1913) и Италию (1921). В 1925 году обосновался в небольшом доме в Ле-Канне на Лазурном Берегу.