Пьер Боннар (Pierre Bonnard) 1867, Фонтене-о-Роз [Fontenay-aux-Roses] — 1947, Ле Канне [Le Cannet]
1947
Выдающийся французский живописец-постимпрессионист, входивший в группу Наби.
Боннар родился и вырос в предместье Парижа, в семье крупного чиновника военного министерства. Окончив гимназию, а затем лицей, в 18 лет он поступил на юридический факультет Парижского университета и вскоре начал параллельно заниматься живописью в Академии Жюлиана [Académie Julian]. Через год Боннар ушел из Университета и поступил в Школу изящных искусств. Неудовлетворенный академическим обучением, он вместе со своим товарищем по мастерской Эдуардом Вюйаром занимался самостоятельно, много времени проводил в музеях. Началом творчества Боннара можно считать серию этюдов, написанных летом 1888 года в Гран-Лане [Le-Grand-Lemps] и по тональности близких пейзажам Камиля Коро [Camille Corot].
Пьер Боннар
Шато де Вирье
1888
Холст, масло. 22×27
Частная коллекция
© Bridgeman / Fotodom
Осенью 1888 года Поль Серюзье, товарищ Боннара по Академии Жюлиана, вернулся из Понт-Авена [Pont-Aven] с написанной «под диктовку» Поля Гогена картиной — так называемым «Талисманом» (музей Орсэ, Париж), — которая, равно как и прошедшая вскоре небольшая выставка «Группы импрессионистов и синтетистов» [Groupe impressionniste et synthétiste] с участием Гогена, произвела глубокое впечатление на Боннара и его друзей. По инициативе Серюзье была создана художественная группа Наби («пророки» на иврите), в которую, кроме Боннара, вошли Вюйар, Кер Ксавье Руссель, Морис Дени, Поль Рансон и Феликс Валлоттон.
Поль Серюзье
Талисман
1888
Дерево, масло. 27×21,5
Музей Орсэ, Париж
Феликс Валлотон
Пять художников
(Слева направо: Пьер Боннар, Феликс Валлоттон (стоит), Эдуард Вюйар, Шарль Котте, Кер-Ксавье Руссо)
1902–1903
Холст, масло. 145×187
Музей искусств, Винтертур
В 1889 году Боннар потерпел неудачу в конкурсе на Римскую премию и бросил Школу. Отец устроил его на службу, но Пьер по большей части занимался рисованием. Наряду с живописью Гогена, а также Анри де Тулуз-Лотрека, сильное влияние на него оказала японская гравюра, — друзья звали его «японствующий наби» [«Nabi Japonard»].
В 1891 году на улицах Парижа появился отпечатанный по рисунку Боннара рекламный плакат шампанского «France-Champagne», который оказался настолько удачным и новаторским, что побудил обратиться к этому виду искусства Тулуз-Лотрека, который вскоре выиграл конкурс на афишу кабаре «Мулен-Руж», обойдя, среди прочих, и Боннара.
Пьер Боннар
Рекламный плакат «France-Champagne»
1900
Первый заработок побудил Боннара бросить конторскую службу и сосредоточиться на художественном творчестве. Вместе с Серюзье, Дени и Вюйаром он снял большую мастерскую в Нижнем Монмартре. В том же году состоялась первая выставка Наби в Сен-Жермен-ан-Ле [Saint-Germain-en-Laye]; кроме того, работы Боннара были представлены в Салоне Независимых. Художник, как и другие наби, начал сотрудничать с журналом «Revue blanche», объединившим ключевые фигуры литературной и художественной жизни конца XIX века. Для афиши журнала 1894 года Боннару позировала Марта (Мария) Бурсен [Мarthe (Мaria) Вoursin], которая стала его постоянной спутницей и моделью, а впоследствии женой.
Пьер Боннар
Афиша «La Revue Blanche»
1894
Совместно с Серюзье, Вюйаром, Рансоном, а также Тулуз-Лотреком Боннар работал над сценическими постановками в «Свободном театре» [Théâtre Libre] Андре Антуана [Andr᷇e Antoine], «Театре Творчества» [Theatre de l'Oeuvre] Люнье-По [Lugne-Poe], а также в театре марионеток, созданном его зятем, композитором Клодом Террассом [Claudе Terrasse].
Графические работы Боннара получили высокую оценку критики. Уже в 1896 году Поль Дюран-Рюэль организовал персональную выставку художника; в Брюсселе на выставке «Свободная эстетика» его работы были представлены вместе с произведениями Вюйара и Аристида Майоля [Aristide Maillol]. Амбруаз Воллар напечатал серию литографий Боннара «Несколько аспектов парижской жизни» («Quelques aspects de la vie de Рaris», 1899), а позже заказал ему иллюстрации к книгам, которые издавал (Поль Верлен. «Параллельно» [Paul Verlaine. «Parrallelement»]. Париж, 1900; Лонг. «Дафнис и Хлоя» [Longus. Daphnis et Chloé]. Париж, 1902 и др.).
Пьер Боннар
Обложка альбома «Несколько аспектов парижской жизни»
1898
Двухцветная литография на китайской бумаге. 53×40,6
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
Совместно с другими наби Боннар создавал эскизы витражей для фирмы «Тиффани» [«Tiffany”] (1895). Декоративному искусству наби уделяли значительное внимание, видя в нем способ преображения повседневности. Боннар был также увлечен фотографией: он часто снимал на камеру то же, что писал, а самому строю его живописных работ свойственен характер «случайного», порой «смазанного», фотоснимка.
Пьер Боннар
Марта Боннар
1889-1901
Пьер Боннар
Марта Боннар
1889-1901
Пьер Боннар
Марта Боннар
1889-1901
Уже в 1890-е годы Боннара называли «интимистом». Комбинируя различные жанры: пейзаж, интерьер, натюрморт, ню, портрет, — он показывал вещи и фигуры с близкого расстояния, любуясь ими и привнося в их восприятие добрый юмор. Начав как постимпрессионист, увлеченный новыми декоративными решениями, близкими стилистике модерна, Боннар со временем обретал все большую раскованность в манере письма и в композиционном строе работ. Хотя он и отказался от фиксации непосредственных впечатлений — исходного принципа импрессионистов, а работал преимущественно по памяти, в мастерской, его творчество во многом воскрешало импрессионистическую традицию, заглушенную новыми течениями; в его картинах чувствуется влияние Эдгара Дега и Клода Моне. Неслучайно Боннара высоко ценили Огюст Ренуар и Одилон Редон, а сам он в беседе с Анри Матиссом однажды назвал себя «последним импрессионистом».
Внимание художника больше всего было сосредоточено на работе с цветом, а не со светом, составлявшем суть импрессионистической живописи. В отличие от фовистов, оперировавших крупными плоскостями чистого цвета, Боннар придерживался тонко нюансированной гаммы полутонов. Его палитра не утрачивала мягкой приглушенности, краска наносилась легкими мазками, размывающими границы между предметами и окружающей средой, которая наделена у Боннара самостоятельной выразительностью. В результате драгоценная живописная ткань картин художника — при всей своей плоскостности — являет сложный, динамичный образ.
В начале 1900-х годов группа Наби распалась. Боннар начал заниматься монументальным искусством, в частности создал триптих «У Средиземного моря» для особняка И. А. Морозова. Художник много путешествовал, побывал в Испании (1905), Бельгии и Голландии (1906), Англии, Алжире, Тунисе (1908); позже посетил Германию (1913) и Италию (1921).
На юге Франции Боннар встречался с Полем Синьяком и Ренуаром (1910), а в 1912 году приобрел поместье в Вернонне [Vernonnet] и нередко виделся с жившим в Живерни [Giverny] Моне. В 1925 году он обосновался в Ле-Канне [Le Cannet] на Лазурном Берегу.
После Первой мировой войны Боннар писал: «Я вновь изучаю основы, начинаю с азбуки. <…> Рисую все время. А за рисунком следует композиция, которая создает равновесие картины. Хорошо скомпонованная картина уже наполовину сделана». Цвет в его работах не только становится насыщеннее и ярче, но приобретает редкое качество светоносности. Тематика же и в зрелые годы оставалась прежней, исчезли лишь виды Парижа.
Несмотря на то, что творчество художника с самого начала сопровождал успех, сам он избегал в своей деятельности коммерческой направленности. Так, в 1936 году он отказался писать панно для Дворца Лиги Наций в Женеве, объяснив это тем, что предложенный план не согласуется с его художественными намерениями.
Поздние картины Боннара отмечены большой экспрессивностью и даже драматизмом.
Пьер Боннар в своей мастерской в Париже
1937
© Albert Harlingue / Roger-Viollet / East News