Жорж Брак (Georges Braque)
1882, Аржантей — 1963, Париж
1963
Известный французский живописец, график, сценограф, мастер декоративно-монументальных работ, один из лидеров движения кубизма.
Детство и юность Брак провел в Гавре, там же по семейной традиции получил подготовку как мастер декоративной живописи. В 1897–1899 годах посещал занятия в Академии изящных искусств в Гавре. К 1902 году, после работы в качестве художника-декоратора в Париже, получил соответствующий диплом. В 1903–1904 годах обучался живописи в Академии Юмбера в Париже. После знакомства с искусством группы фовистов в Осеннем салоне 1905 года Брак оставил импрессионистическую манеру и стал развивать эстетику фовизма. Был связан дружбой с Отоном Фриезом и Раулем Дюфи, образовал с ними в 1906–1907 годах в рамках фовизма так называемую гаврскую группу. В эти же годы представлял свои работы в Салоне независимых, тогда же под влиянием наследия Сезанна стал постепенно упрощать и геометризировать свои композиции, разрабатывать теории многомерного отображения пространства в живописи, предвосхищая появление кубизма.
Осенью 1907 года Брак знакомится с Пикассо. Связанные тесной дружбой, в 1908–1912 годах они разрабатывают и совершенствуют технику аналитического кубизма в составе так называемой монмартрской группы. После отказа в приеме работ на Осенний салон 1908 года выставляется в галерее Даниеля-Анри Канвейлера и заключает с ним контракт. С 1910 года развивает изобретенную им технику коллажа. Создает тонкий, изысканный, суховатый вариант кубизма, работает преимущественно в жанре натюрморта.
Жорж Брак в своей мастерской на Монмартре
1910
© Rue des Archives / Vostock Photo
С началом Первой мировой войны в 1914 году Брак уходит на фронт, в 1915 году получает тяжелое ранение, длительное время находится на лечении; вынужденно отходит от круга Пикассо. С 1916 года возвращается к опытам в живописи, смягчает свою авангардистскую манеру, обращается к мотиву человеческой фигуры, прибегает к декоративности. С конца 1910-х годов Брак создает собственный вариант эстетики «возвращения к порядку» (то есть к более организованному, отчетливому фигуративному изображению). Все больше времени он проводит в уединении на атлантическом побережье в Нормандии. С 1920 года успешно работает как сценограф, скульптор и гравер (серия офортов к изданию 1931 года «Теогонии» Гесиода), обретает признание, много выставляется.
После Второй мировой войны Брак создал цикл из восьми крупных панно «Мастерские» (1949–1956), ставших итоговыми для его творчества. В последние десятилетия жизни активно работал как график и иллюстратор, исполнял крупные монументально-декоративные проекты: в 1952–1953 годах художник выполнил росписи плафонов в Лувре, создал цикл витражей в нормандской часовне, в которой впоследствии был погребен.