Toilet of a woman. After a bath
1884
Pastel on paper. 49.5 x 50 cm
The State Hermitage Museum
Degas 84
Provenance
1925, from Tretiakov Gallery to 1910 in the collection of M. Morozov and M. K. Morozova (1903)
Inv.: ОР 42156
Inv. GMNZI: 571
Обнаженная – после ванны – женщина, стоит на коленях на простыне, наброшенной на диван, и вытирается скрученным в жгут полотенцем. Все это происходит не ванной комнате, а в гостиной, оклеенной обоями с характерным узоров из розовых цветов и голубых вертикальных полос.
Образ обнаженной натурщицы в интерьере находит здесь исключительно целостное решение. Полосы обойных узоров, нисколько не жесткие, оттеняют гибкость очертаний тела модели. Ее шевелюра и диванная обивка вступают в цветовую перекличку, а простыня, оставаясь простыней, как бы намекает на мандорлу – геометрическую фигуру, внутри которой с древних времен в искусстве изображалось божество. Но у импрессиониста искусство спустилось с неба на землю.
Как заметил еще четверть века назад английский историк искусства Ричард Томсон, обнаженная показана под таким углом зрения, что нетрудно предположить зрителя, сидящего рядом. Если так, то Дега не скрыл свою собственную позицию во время работы над картиной.
Cреди многочисленных ню Эдгара Дега эта разработка мотива занимает особое место: впоследствии он не возвращался к такой именно постановке. Конкретностью фона с модными в начале 1880-х полосатыми обоями с цветами эта композиция отличается от других пастелей в «Сюите обнаженных женщин, купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся, причесывающихся или дающих себя причесывать» (так называлась серия из 10 произведений, показанная на последней выставке импрессионистов в 1886 году). Вне всякого сомнения, Дега выделял эту пастель, а потому и позаботился о включении ее в состав выставки.
Как модель, так и интерьер «Вытирающейся женщины» остаются неизвестными. Дега следовал здесь тем стилистическим подходам к жанру ню, которые установил еще в 1875–1876 годы, с той только разницей, что теперь он внимательнее относится к императивам композиционных отношений фигуры и пространства. Обнаженная женщина – в как бы мгновенно подсмотренной позе –идеально вписывается в пространство квадрата. Модели свойственна легкая угловатость, но контур фигуры плавный, без резких изломов даже на выступающих локтях или согнутых коленях.
Однако высокая формальная и эстетическая требовательность Дега была, в сущности, не воспринята его современниками, тем более, что он не искал, как было принято в искусстве Салона библейских оправданий наготе модели.
Даже для французской публики, в отношении изображений обнаженного тела продвинутой больше, чем какая бы то ни было другая, сам характер угла зрения на картине провоцировал внутреннее неудобство, как раньше это произошло с «Олимпией» Эдуарда Мане.
Эдуард Мане
Олимпия
1863
Холст, масло. 130 х 190
Музей Орсэ, Париж
Критика не упустила выставки импрессионистов 1886 года, и отзывы были весьма разноречивы. Пишущие, однако, сходились в оценке «Сюиты». «…Их [девушек] низменная плоть великолепно показана со всеми деталями и отвратительным правдоподобием» (Жюль Деклозо. Хроника импрессионистов. «L’Opinion», 27 мая 1886). Аноним в «Gazette de France» (15 мая 1886) характеризовал каждую обнаженную Дега на той выставке как «как женщину, чье изображение, исполненное словно бы для зоологического трактата, выражает лишь животное начало…» Лишь статья Жориса Карла Гюисманса, при ее всей односторонности, оказалась если не адекватной, то все же достойной выступления Дега на последней выставке импрессионистов: «…Он захотел отплатить и бросить прямо в лицо своему веку наиболее резкое оскорбление, опрокидывая идола из постоянной продажи, женщину, которую он унижает… унизительными позами интимных забот».
Эдгар Дега (Edgar Degas)
1834, Париж — 1917, Париж
1917
Французский живописец и скульптор, один из родоначальников импрессионизма.
Учился живописи в Школе изящных искусств (1855–1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве. Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. В 1856–1860 годы предпринял пять поездок в Италию, где изучал и копировал произведения мастеров Возрождения. Дебютировал в Салоне 1865 года. Вскоре сблизился с Эдуардом Мане, встречался с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872–1873). Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874–1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном. В 1885 году зрение Дега стало ухудшаться, а в последние два десятилетия его жизни оно сделалось катастрофически слабым. Наряду с живописью работал в рисунке, гравюре, монотипии, скульптуре, в каждом из родов искусства выказывая самые смелые творческие подходы.
Образ/мотив: Вытирающаяся женщина
Эдгар Дега не искал специальных сюжетных причин для изображения обнаженного женского тела (таких, например, как обращение к дозволенным в искусстве старых мастеров темам Сусанны и старцев или Лота с дочерьми). Ему достаточно было такого незамысловатого повода, как обтирание тела полотенцем.
Ученик Доминика Энгра, действовавший в традиции неоклассицизма, но оказавший влияние на молодого Эдгара Дега.
Живописец и скульптор, автор Памятника павшим на парижском кладбище Пер-Лашез. Близкий друг Эдгара Дега