Вакх и Ариадна
1907
Холст, масло. 81 х 116 см
Государственный Эрмитаж
Справа внизу: Maurice Denis 1907
На обороте, на подрамнике, подпись и надпись карандашом: Maurice Denis. Bacchus et Ariane
Происхождение
1918, из собрания И.А. Морозова, 1930, ГЭ
Инв.: 6578
Инв. ГМНЗИ: 309
Само название картины сразу отсылает представленную здесь пляжную сцену к временам античного мифа, рассказывающего о том, как юный бог растительности и виноделия Вакх (у греков Дионис), прибыв на остров Наксос, увидел там безутешную Ариадну – дочь критского царя Миноса, оставленную Тезеем, – и мгновенно влюбился в нее.
На картине Вакх легко опознается по своему неизменному атрибуту – венку из виноградных листьев на голове. Опирающаяся на его плечо красивая нагая женщина, только что вышедшая из воды и надевающая сандалию, – это Венера, богиня любви, которая оказалась здесь весьма кстати, так, чтобы Вакх мог обратиться к ней с просьбой сочетать его браком с Ариадной. Помещенные в центре картины три грации из свиты сопровождения Венеры ведут себя совершенно непринужденно, несмотря на наготу. Ариадне выделено место поодаль и в стороне, так что не сразу ее и заметишь. Все действие разворачивается на берегу моря, у врат царства самого Посейдона.
Античная изобразительная традиция представляла Ариадну спящей в тот момент, когда ее увидел Вакх, хотя Овидий в своих «Метаморфозах» давал иную версию, по которой Ариадна в это время оплакивала свою судьбу. У великого древнеримского поэта эпизод заканчивается тем, что Вакх, утешив Ариадну, поднимает ее на колесницу. Дени лишь намекает на присутствие колесницы, изобразив в правой части картины черных лошадей и спутников Вакха.
Летом 1906 года, когда Морис Дени работал над «Вакхом и Ариадной», его мастерскую в Сен-Жермен-ан-Ле посетил И. А. Морозов. Хотя картина еще не была закончена, коллекционер приобрел ее и договорился с художником об исполнении парного к ней холста («Полифем», ГМИИ)
По всей вероятности, картина снова была прописана по окончании «Полифема» – обе работы датированы 1907 годом. В то время Дени трудился над несколькими полотнами, навеянными впечатлениями от бретонских пляжей. Воспроизводя античный миф в обличье современной курортно-пляжной сцены, Дени привычно изобразил в «Вакхе и Ариадне» бретонский пляж Трестриньель и Семь островов в Перро-Гиреке, любимом художником с детских лет.
Панорама пляжа Трестинель в Бретани
1915
В то же время в картине отразились итальянские впечатления Дени, в частности от античной скульптуры в неаполитанском Национальном музее, где он побывал в 1904 году. Так, поза обнаженной купальщицы на первом плане повторяет позу «Венеры, завязывающей сандалию» – мраморной статуэтки, найденной в Помпеях. Фигура лежащей на скале Ариадны напоминает о «Спящей Ариадне», широко известной по римским копиям с греческого оригинала III в. до н. э.
Статуэтка Венеры с Приапом
Римская копия греческой скульптуры
I в.
Мрамор. 62 см
Национальный музей археологии, Неаполь
© Bridgeman / Fotodom
Спящая Ариадна
Римская копия греческой скульптуры
III–II вв до н.э.
Мрамор
Музей Ватикана, Рим
© AKG / East News
Вся многофигурная композиция «Вакха и Ариадны», несомненно, исполнена вослед антикизирующим луврским полотнам Никола Пуссена, прежде всего «Триумфу Флоры» (1628).
Николя Пуссен
Триумф Флоры
1628
Холст, масло. 165×241
Музей Лувр, Париж
Испытывая искушение выразить дух нового классицизма, Морис Дени приводит к единому знаменателю множество фигур в различных движениях и позах. Сумма всех телодвижений на редкость рассчитана и уравновешена. В то же время яркий и светлый колорит живописи задает преднамеренный контраст музейным произведениям старых мастеров.
1906
И. А. Морозов посещает мастерскую Мориса Дени в Сен-Жермен-ан-Ле под Парижем и застает художника за работой над картиной «Вакх и Ариадна». Он покупает еще не законченный холст и заказывает в пару к нему «Полифема» (ГМИИ).
1907
Картина «Вакх и Ариадна» закончена Морисом Дени одновременно с парным к ней «Полифемом». Обе работы датированы 1907 годом. Картина «Вакх и Ариадна» приобретена И. А. Морозовым за 4 000 франков и в мае экспонирована в Салоне Национального общества изящных искусств (№ 376), после чего отправлена в Москву.
1918
Картина Мориса Дени «Вакх и Ариадна» национализирована вместе со всем собранием И. А. Морозова.
1919
Картина Мориса Дени «Вакх и Ариадна» входит во Второе (Морозовское) отделения МНЗЖ.
1928
Картина Мориса Дени «Вакх и Ариадна» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ,
расположенного в особняке И. А. Морозова.
1948
Картина Мориса Дени «Вакх и Ариадна» после закрытия ГМНЗИ поступает в Государственный Эрмитаж.
Персональный стиль Мориса Дени, в 1906–1908 годах обусловленный исполнением большого числа декоративных полотен.
Характерный для творческой практики наби декоративизм с неожиданно форсированной розовой тональностью и подчеркнуто неоклассицистической склонностью обращения к использованию образов античного искусства и мастеров XVI–XVII века.
Образ/мотив: «La vie en rose»
Взгляд на вещи, достаточно традиционный именно для французского искусства, в особенности в салонных его вариантах, – взгляд как бы сквозь розовые очки. (Терминологически этот извечный оптимизм был запечатлен в названии самой популярной французской песни ХХ столетия «La vie en rose».)
У Мориса Дени такой подход обусловлен не только эстетикой, но и необходимостью одновременно обозначить обобщенным цветом натуру современного пляжного досуга и идеализированную атмосферу античной повседневности – по впечатлениям от музейных изображений обнаженных тел.
Русский театральный и художественный деятель, вместе с А. Н. Бенуа создавший в Санкт-Петербурге объединение «Мир искусства». Огромное воздействие на развитие современного балета имела «Дягилевская антреприза» – многолетние выступления «Русских балетов» за границей, главным образом во Франции.
Основал в 1868 году художественную школу в Париже – Академию Жюлиана.В ней занимались Эдуард Вюйар, Пьер Боннар, Анри Матисс и многие другие.
Художник группы наби. Испытал большое влияние Поля Гогена, работая в Понт-Авене летом 1888 года; с принципами живописи Гогена он познакомил своих друзей Мориса Дени, Пьера Боннара и Эдуарда Вюйара.
Один из главных деятелей салонного искусства. Профессор Школы изящных искусств и член Института Франции.
Художник группы наби. После смерти Рансона его вдова организовала школу рисунка, в которой преподавал Морис Дени.
Французский живописец-экспрессионист, тематика картин которого связана с патетическим воплощением христианских мотивов. Много занимался росписью церквей.