NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションМорис Дени  Вакх и Ариадна

Морис Дени
Вакх и Ариадна
1907
Холст, масло. 81 х 116 см
エルミタージュ美術館、サンクトペテルブルク

Справа внизу: Maurice Denis 1907

На обороте, на подрамнике, подпись и надпись карандашом: Maurice Denis. Bacchus et Ariane


来歴

1918, из собрания И.А. Морозова, 1930, ГЭ


Inv.: 6578

Inv. GMNZI: 309

デスクリプション
Вакх и АриаднаВакх и Ариадна
Морис Дени
Вакх и Ариадна
Увеличить

Само название картины сразу отсылает представленную здесь пляжную сцену к временам античного мифа, рассказывающего о том, как юный бог растительности и виноделия Вакх (у греков Дионис), прибыв на остров Наксос, увидел там безутешную Ариадну – дочь критского царя Миноса, оставленную Тезеем, – и мгновенно влюбился в нее.

На картине Вакх легко опознается по своему неизменному атрибуту – венку из виноградных листьев на голове. Опирающаяся на его плечо красивая нагая женщина, только что вышедшая из воды и надевающая сандалию, – это Венера, богиня любви, которая оказалась здесь весьма кстати, так, чтобы Вакх мог обратиться к ней с просьбой сочетать его браком с Ариадной. Помещенные в центре картины три грации из свиты сопровождения Венеры ведут себя совершенно непринужденно, несмотря на наготу. Ариадне выделено место поодаль и в стороне, так что не сразу ее и заметишь. Все действие разворачивается на берегу моря, у врат царства самого Посейдона.

Античная изобразительная традиция представляла Ариадну спящей в тот момент, когда ее увидел Вакх, хотя Овидий в своих «Метаморфозах» давал иную версию, по которой Ариадна в это время оплакивала свою судьбу. У великого древнеримского поэта эпизод заканчивается тем, что Вакх, утешив Ариадну, поднимает ее на колесницу. Дени лишь намекает на присутствие колесницы, изобразив в правой части картины черных лошадей и спутников Вакха.