Saturday
1912–1913
Oil on canvas
181,4 х 228,5 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of S. I. Shchukin
Inv.: Ж-3353
Inv. GMNZI: 235
Масштабное полотно является центральным произведением «готического» периода в творчестве Дерена, предшествовавшего Первой мировой войне, оно синтезирует все его ключевые элементы. Монументальный образ сакрального действа получил отражение уже в его «Тайной вечере» (1911, Художественный институт, Чикаго), однако в последующие годы художник облек эту абстрактную схему «плотью» повседневного события. Возможно, отправной точкой для замысла работы стали впечатления Дерена от атмосферы дома священника в Вере близ Кагора, снятого художником летом 1912 года. Виды окрестностей, открывавшиеся из окон, затененный интерьер, стол с зеленой скатертью и безыскусным натюрмортом приходят в живопись Дерена именно оттуда. При этом полотно наполнено ассоциациями с иератическими удлиненными готическими фигурами, эмблематичностью их жестов, приемами обратной перспективы искусства Средневековья и мотивами раннеренессансных пейзажей. Здесь также заметно увлечение художника африканскими масками, а также попытка переосмысления искусства Сезанна (написание драпировок, плодов, фактур мебели и тканей). Обыденная сцена — хозяйка отдает распоряжения служанке, а женщина, сидящая напротив, занята шитьем — приобретает метафизический характер, превращается в священнодействие, композиционно выстроенное вокруг помещенной в геометрический центр картины книги (молитвенника?). Фигуры персонажей, растворяясь в тенях, дематериализуются, они словно преображаются в бесплотные сущности. Современники свидетельствовали, что Дерен долго работал над картиной, внося в нее бесконечные изменения и переписывая целые участки. Можно предположить, что эту работу мастер вел на протяжении 1913 года.
Название картине дал высоко ценивший Дерена и популяризировавший его искусство Гийом Аполлинер, поместивший репродукцию полотна в своем журнале Soirees de Paris в 1914 году. Полотно в числе семи других картин Дерена стало одним из последних пополнений собрания Щукина, войдя в него уже после публикации его каталога, то есть в первой половине 1914 года.
Ал.П.
Андре Дерен (Andre Derain)
1880, Шату [Chatou] – 1954, Гарш [Garches]
Французский художник, один из основоположников фовизма, позднее работал в духе раннего кубизма и неоклассицизма.
Родился в парижском предместье Шату. Занимался в Академии Камилло, где его рисунки корректировал Эжен Каррьер; там же познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи. (1898). В 1902–1904 годах служил в армии, по возвращении из которой стал посещать Академию Жюлиана. Проведенное в Коллиуре вместе с Матиссом лето 1905 года ознаменовалось выработкой стиля предельно яркой красочности и общего лаконизма художественных средств. После того как картины обоих художников были показаны в Осеннем салоне 1905 года, критики заговорили о появлении нового направления — фовизма (от французского «fauve» — дикий). Осенью 1906 года познакомился с Пабло Пикассо и другими художниками из «Плавучей прачечной». Иллюстрировал книги поэтов-авангардистов: Гийома Аполлинера, Макса Жакоба, Андре Бретона. Отдал дань кубизму, однако уже в 1908 году уничтожил бóльшую часть работ, выполненные в новой стилистике. С началом Первой мировой войны был призван в армию и четыре года служил рядовым солдатом. В 1919 году создал декорации и костюмы к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка». Широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги. С 1930-х годов обосновался в Шамбурси. Немецкие власти, оккупировавшие Францию, отняли у Дерена дом; вернуться туда он смог только в конце Второй мировой войны.
Французский галерист, немецкий еврей попроисхождению. В 1907 году открыл в Париже художественную галерею. Заключил эксклюзивные договоры с несколькими главными мастерами современного искусства, в том числе с Морисом Вламинком, Андре Дереном и Пабло Пикассо.