Максим Детома (Maxime Dethomas)
1867, Гарж-лэ-Гонесс (Иль-де-Франс) — 1929, Париж.
1929
Французский художник, живописец, рисовальщик, сценограф и книжный иллюстратор.
Максим Детома родился в состоятельной буржуазной семье. В 1887 году он поступил в Школу декоративных искусств, в которой, однако, пробыл недолго. Сменив несколько студий, он в 1891 году начал посещать Академию Ла Палетт на Монмартре, в которой, в частности, преподавали Анри Жерве, Пюви де Шаванн и Эжен Каррьер (последний оказал на него наибольшее влияние). В это время Детома познакомился с широким кругом художников: с Дега и Тулуз-Лотреком, который позднее его изобразил на одном из своих рисунков, с учившимся в Париже испанцем Игнасио Сулоагой, ставшим впоследствии его зятем, а также с Луи Анкетеном и Жан-Луи Фореном. Интересуясь литературой и театром, Детома запечатлел в рисунках выдающихся драматургов, писателей и поэтов своего времени: Катюля Мендеса, Анри де Ренье, Эдмона Ростана. Марсель Пруст отмечал особую атмосферу, наполняющую венецианские виды художника. Отличный рисовальщик и мастер литографии Детома также иллюстрировал произведения Октава Мирбо, издание пьес Мольера, сочинения Жана Жироду, Редьярда Киплинга и Альфонса Доде. Много времени художник отдавал работе в театре. В 1910–1913 годах в «Театре дез Ар» в его оформлении вышли спектакли «Братья Карамазовы» (адаптация романа Достоевского), «Мария Магдалина» по Фридриху Хеббелю, «Пигмалион» Жан-Филиппа Рамо. С 1913 по 1927 год Детома был главным художником парижской Гранд-опера.