Эжен Каррьер (Eugène Carrière)
1849, Гурне-сюр-Марн — 1906, Париж
1906
Французский живописец-символист; основатель Академии Каррьера, в которой обучались будущие фовисты.
Эжен Каррьер вырос в Страсбурге, там же получил профессию литографа. В 1868 году, познакомившись в Париже с живописью старых мастеров, он решил стать художником и против воли отца поступил в Школу изящных искусств в класс Александра Кабанеля. В 1870 году учеба Каррьера была прервана начавшейся Франко-прусской войной, во время которой художник служил в армии.
В 1878 году Каррьер впервые выступил в Салоне, а через год посетил Лондон, где на него сильное впечатление произвела живопись Уильяма Тёрнера. Чтобы обеспечить большую семью, в 1880-е годы художнику приходилось много заниматься тиражной графикой. Устроившись на Севрскую фарфоровую мануфактуру (1880–1885), он познакомился и сдружился с Огюстом Роденом. Принимал участие в росписи одного из зданий Сорбонны.
В ранний период творчества Каррьер испытал влияние романтического академиста Жан-Жака Эннера, но больше всего его интересовали скромные домашние сцены, а особенно занимала тема матери и ребенка. По выражению критика Гюстава Жеффруа, созданные художником образы «уже не безмятежное и спокойное материнство времен религиозности, это материнство в век пессимизма» («Больной ребенок», 1885, музей Орсе, Париж).
Собственный живописный стиль Каррьера сформировался к середине 1880-х годов. Ограничившись гаммой землистых тонов и послойно моделируя объемы, художник избрал технику, аналогичную той, что практиковалась старыми мастерами на стадии подмалевка, но избавил ее от чисто служебного предназначения. Каррьер сознательно создавал ощущение незавершенности своих произведений, размывал очертания фигур, указывая тем самым на принадлежность запечатленных им сцен области видений. Свет, «прорисовывающий» в бесформенной темноте человеческие образы, воспринимался автором как олицетворение духовного начала, привносящего жизнь в инертную материю («Мать и дитя», начало 1890-х; «Женщина, облокотившаяся на стол», около 1893).
В Салоне 1884 года произведения Каррьера обратили на себя внимание критика Роже Маркса, который много способствовал укреплению репутации художника в качестве крупного представителя французского символизма.
В 1891 году в галерее Буссо и Валадона прошла первая персональная выставка Каррьера; через пять лет работы художника экспонировались в галерее Бинга вместе с произведениями Родена и Пьера Пюви де Шаванна. Он участвовал в мюнхенском и берлинском Сецессионах, в салонах общества «Свободная эстетика» в Брюсселе, в двух Всемирных выставках в Париже (1889, 1900). В 1903 году Каррьер выступил одним из основателей Осеннего салона и стал его первым президентом. Художник создал целую галерею портретов деятелей французской культуры конца XIX века: Поля Верлена, Анатоля Франса, Альфонса Доде, Поля Гогена, Родена и других.
В 1899 году Каррьер открыл частную школу-студию, Академию Каррьера, которую посещали будущие фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Жан Пюи. Творчество художника оказало также значительное влияние на раннего Пабло Пикассо.