Жорж Дюфренуа (Georges Dufrénoy)
1870, Тие (Иль-де-Франс) — 1943, Саль-ан-Божоле
1943
Французский художник, испытавший влияние натурализма и импрессионизма, мастер монументальной религиозной живописи
Семья Жана Дюфренуа переехала из небольшого городка Тие, расположенного в десяти километрах от Парижа, в столицу, когда в ней только что закончилась расправа над коммунарами. Дюфренуа обосновались в престижном квартале — на площади Вогезов. Юный Жан учился в католической школе общества ораторианцев. В 17 лет, выбирая между будущностью архитектора и художника, он отдал предпочтение карьере второго и поступил в Академию Жюлиана, где преподавал Жан-Поль Лоран. В 1890-м он перешел в мастерскую художника Дезире Ложье, сторонника натуралистической живописи, у которого проучился еще два года. Однако гораздо большее влияние на молодого художника оказали работы импрессионистов. С середины 1890-х годов Дюфренуа создает серии городских пейзажей, навеянных живописью Моне и Писсарро и изображающих уголки Парижа (парк Бют-Шомон, набережная Берси и т. д.), а также Лиона и бургов провинции Божоле. В 1902 году он впервые приезжает в Венецию, в которую затем будет постоянно наведываться, открывает для себя искусство Тициана, Тинторетто и Веронезе, сам неоднократно пишет виды города в лагуне. В 1905 году он вместе со своим другом художником Пьером Полем Жирьё проезжает по всей Италии. С 1903 года Дюфренуа регулярно выставляется, показывая свои работы в Салоне независимых, в Осеннем салоне, в Международном салоне в Реймсе. Бернхейм-младший покупает его картину «Омнибус на улице», его персональная выставка проходит в галерее Дрюэ, занимающейся также Боннаром, Вюйаром, Марке, Дереном и Фриезом.
В 1912 году Дюфренуа получает заказ на создание фрески «Пьета» для часовни Святого Панкрас замка Прадин близ Грамбуа (Прованс). Там же в это время над настенными росписями работают его друзья Пьер Поль Жирьё и Альфред Ломбар. Поэт и критик Иоахим Гаске в своей восторженной статье сравнил работу Дюфренуа с творениями Тинторетто.
По окончании Первой мировой войны демобилизованный художник продолжил активно работать. Он вновь и вновь посещает Венецию. В 1925 году по представлению премьер-министра Эдуара Эррио, почитателя таланта художника, Дюфренуа получает вместе с Луи Вальта орден Почетного легиона. В 1929 году на выставке в Питтсбурге (США) он удостаивается премии Карнеги. В 1937 году на выставке в Пти-пале «Мастера независимого искусства», ставшей предварительным просмотром коллекции будущего Музея современного искусства, художник экспонировал шесть картин. В 1940 году с началом оккупации Франции художник уединился в своем поместье в Божоле, находившейся тогда еще в «свободной зоне».