Жан-Жак Эннер (Jean-Jacques Henner)
1829, Бернвиллер (Эльзас) — 1905, Париж.
1905
Французский художник-академист, портретист и автор картин на мифологические сюжеты.
Выходец из семьи эльзасских крестьян, Жан-Жак Эннер еще в детстве пытался изображать близких и знакомых. Первые уроки рисования он получил в 1841–1843 годах у Шарля Гутцвиллера, преподававшего в коллеже в Альткирхе, а затем поступил в мастерскую Габриэля Кристофа Герена в Страсбурге. Получив от совета провинции стипендию, Эннер в 1848 году отправился в Париж и был принят учеником в Школу изящных искусств в мастерскую Мишеля Мартена Дроллинга, бывшего, в свою очередь, учеником Жак-Луи Давида. Позднее он перешел в студию такого же неоклассициста Франсуа-Эдуара Пико. В это время молодой художник копирует в Лувре картины Тициана, Рафаэля и Пуссена. Его художественными ориентирами становятся произведения Энгра, Пьера Поля Прюдона и Камиля Коро.
В 1858 году за композицию «Адам и Ева обнаруживают тело Авеля» жюри Школы изящных искусств удостаивает Эннера Римской премии, которая позволяет ему провести несколько лет в Риме на вилле Медичи. Пребывание в Италии, копирование классиков в ее музеях и натурные впечатления помогли художнику освободиться от скованности, колорит его картин стал светлее. В 1864 году Эннер возвращается в Париж и через несколько лет снимает мастерскую в доме на площади Пигаль, где его соседом становится Пьер Пюви де Шаванн. Он успешно выставляется в Салоне, а в 1865 году получает золотую медаль за картину «Благочестие Сюзанны». Излюбленный женский типаж — рыжеволосая блондинка с несколько затуманенным взором — снискал художнику широкую популярность.
В 1871 году художник получает общенациональную известность благодаря картине-портрету «Эльзас, она ждет», в которой образ девушки, вопрошающе смотрящей прямо на зрителя, обретал символическое значение. Художественное послание Эннера было вполне понятно французам, переживавшим утрату этой части страны в результате поражения во Франко-прусской войне. «Эльзаска» разошлась в тысячах репродукций. Придерживавшийся принципов академической школы, Эннер в отличие от многих своих коллег терпимо относился к зачинателям нового искусства: в 1881 году он вместе с Каролюс-Дюраном голосовал за присуждение медали Эдуарду Мане. На пару со своим другом он с 1874 по 1889 год вел так называемую «мастерскую для дам», поскольку женщин в те времена не допускали к учебе в Школе изящных искусств. В 1889 году мастер был избран в Академию изящных искусств, в которой занял кресло умершего Александра Кабанеля.