Купальщицы
1896
Холст, масло
34×39 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
Приобретена С.И. Щукиным в Париже в 1898–1899 (?). До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ
Inv.: Ж-3346
Inv. GMNZI: 219
Фантен-Латур неоднократно обращался к малоформатным композициям с изображением купальщиц как в живописи, так и в литографии. Особенно часто этот сюжет возникал в начале 1880-х годов, однако нередко встречается и в произведениях 1890-х, и в начале 1900-х годов. В разное время могли появиться и подобные камерные работы, исполненные в темных тонах, больше тяготеющие к стилистике барбизонской школы и одного из основных учителей Фантен-Латура — Гюстава Курбе. Можно предположить, что картина «Купальщицы» была приобретена Сергеем Щукиным достаточно рано, в тот же период, когда в его коллекцию попали произведения Гюстава Курбе, Шарля Котте и Люсьена Симона.
В обширном очерке, посвященном анализу щукинской коллекции в контексте истории французской живописи конца XIX века, литературный и художественный критик Петр Перцов, охарактеризовал Фантен-Латура как импрессиониста, друга и соратника Эдуарда Мане. В то же время, описывая «Купальщиц», Перцов провел параллель с идиллическими видами Камиля Коро и Клода Лоррена. Таким образом, он достаточно точно определил положение художника на парижской арт-сцене, который экспонировался как в официальном Салоне, так и вместе с импрессионистами.
А.П.